Социально-педагогическое обеспечение готовности к переходу в среднюю школу детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

Образование и воспитание » Социально-педагогическое обеспечение готовности к переходу в среднюю школу детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

В современной системе образования начальная ступень имеет очень большое значение. Младшая ступень закладывает фундамент для всего последующего обучения.

Переход из младшей ступени в среднюю является очень важным и трудным периодом в жизни ребенка. Данная граница является также границей между двумя возрастами - подростковым и младшим школьным. Она выдвигает на первый план ряд проблем, связанных как с изменением линии внутреннего развития, так и с изменением внешней жизни школьников. В этот трудный период ребенку необходима поддержка специалистов.

Рассмотрением проблем, возникающих у школьников во время смены ступеней школы, занимались такие ученые, как Д.К. Эльконин. И.В. Дубровина Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Т.И. Юферева, Н.М. Неупокоева, и др. Однако, они не рассматривали проблемы перехода в среднюю школу, которые возникают у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и их педагогическое и психологическое решение.

В особое положение при переходе на среднюю ступень обучения попадают дети, лишенные родительского попечительства. Это связано с тем, что эти дети, как правило, в своем развитие и здоровье имеют ряд качественно негативных особенностей: отклонения в интеллектуальной, психологической, поведенческой, мотивационной, эмоциональной сферах. Что способствует возникновению трудностей в обучении, приводит к низкому качеству учения. В связи с этим многие проблемы, связанные с переходом в среднее звено обучения приобретают наиболее острый характер.

Настоящая работа посвящена рассмотрению проблемы перехода детей, воспитывающихся в условиях детского дома, из младшей ступени обучения в среднюю и социально-педагогическому обеспечению готовности к данному переходу.

Целью нашей работы является разработка и реализация программы социально-педагогического обеспечения готовности к переходу на среднюю ступень обучения детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Принимая во внимание названную цель, мы поставили перед собой следующие задачи:

теоретическое изучение проблем, встающих перед школьниками при переходе в среднюю школу; выделение критериев готовности к данному переходу;

исследование особенностей влияния организации жизнедеятельности на развитие личности детей, и на формирование готовности к переходу в среднюю школу; исследование личностных особенностей детей – воспитанников детского дома.

разработка программы по социально-педагогическому обеспечению готовности к переходу на среднюю ступень обучения;

практическая работа по реализации программы.

В ходе проведенного теоретического исследования условий учреждений интернатного типа, а также по материалам исследований: И.В. Дубровиной, А.Г. Русской, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, Е.О. Смирновой, А.М. Прихожан и др., нами было установлено, что специфика условий учреждений интернатного типа заключается, во-первых, в том, что такие учреждения являются закрытыми; во-вторых, дети испытывают дефицит общения и взаимодействия с взрослыми и в-третьих – жизнедеятельность детей в них строго регламентирована и не оставляет у ребенка возможности для самостоятельного действия. В связи с этим, нами в дипломной работе выдвигается гипотеза:

Необходимым условиям для формирования готовности к переходу в среднее звено обучения является наличие пространства для свободного, самостоятельного, совместного со взрослым действия.

Предметом нашей практической работы является формирование готовности к переходу в среднюю школу. Объектом работы стали воспитанники детского дома имени Х.М. Совмена, учащиеся 3-4 класса в школе №11.

Методы исследования:

В качестве главного формирующего метода, мы используем – формирующий эксперимент.

В качестве диагностических методов мы используем:

метод наблюдения (карта наблюдения)

анкетирование (открытые и закрытые вопросы)

интервью;

методики определения самооценки Липкиной;

методические разработки диагностики готовности к переходу в среднюю школу Миллер О.М., Ядрышниковой Т.Л..

Эти методы позволяют выявить наиболее полные и объективные особенности каждого ребенка, наличие у него тех или иных качеств и способностей.

Наша работа предполагает несколько этапов:

Исследование ситуации, и выявление имеющихся проблем. Этот этап продолжался около 2-х лет;

Теоретическое моделирование, разработка программы эксперимента;

Формирующий эксперимент;

Анализ результатов.

Полезная информация:

Теоретическое обоснование экспериментальной программы
Анализ литературных источников позволил исследовать состояние проблемы формирования культуры движений у школьников в процессе занятий физической культурой и обосновать необходимость настоящего исследования. 1. На основании данных, имеющихся в изученной нами психолого-педагогической литературе, уста ...

Теоретические положения темы "Обыкновенные дроби"
Основные понятия о дроби Что такое доля единицы? Как читается и записывается дробь? На рисунке 1 круг разделен на две равные части. Равные части называют долями. Название долей зависит от того, на сколько равных частей разделена одна целая (единица) или предмет, принимаемый нами за единицу. Если, н ...

Оценка результативности проведенной индивидуальной работы
С целью выявления эффективности работы по составленному нами плану по развитию индивидуальных особенностей памяти проведена контрольная диагностика со всеми учащимися класса. Учащимся было предложено выполнение тестов, которые сходны по цели и методике проведения с теми, что проводились в ходе перв ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru