Требования к организации среды, способствующей формированию психологической готовности к переходу в среднее звено обучения

Образование и воспитание » Социально-педагогическое обеспечение готовности к переходу в среднюю школу детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа » Требования к организации среды, способствующей формированию психологической готовности к переходу в среднее звено обучения

В предыдущей главе мы выделили основные проблемы, возникающие при переходе на среднее звено обучения, выделили требования, которые предъявляются средней школой к личности ребенка, и выяснили, что для того, чтобы ребенок в средней школе чувствовал себя наиболее комфортно, ему необходимо обладать такими качествами как самостоятельность, самоорганизованность, произвольность, умением общаться, вступать во взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, устойчивой положительной самооценкой и уверенностью в себе. Кроме того, должно быть сформировано теоретическое мышление, и должна быть познавательная мотивация. В качестве основных показателей мы выделяем – самостоятельность, самоконтроль, наличие коммуникативных навыков и умений, положительную самооценку.

Для этого рассмотрим основные условия и средства развития этих качеств и способностей.

Под самостоятельностью мы понимаем способность человека самостоятельно ставить цели, находить способы их достижения, организовывать свою деятельность на их достижение и контролировать ее.

Самостоятельность, как и другие личностные черты, связана с общими условиями и содержанием жизнедеятельности человека.

Развитию самостоятельности растущего человека способствуют накопление и углубление жизненного опыта, опыта самостоятельных, ответственных, личностно-значимых действий. Необходимо создавать такую среду, которая позволяла бы проявлять свою самостоятельность, свою инициативу, требовала наличия собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок; требовала активной, а не «реактивной» формы поведения, т.е. способности самостоятельно ставить перед собой цели и действовать в соответствии с ними.

Мы считаем, что такая среда должна отвечать таким критериям как: свобода, возможность свободных, самостоятельных действий, творимости или авторства ребенка в создании среды, в которой он живет и воспитывается. Это авторство проявляется в реальной возможности ребенка участвовать в создании всех компонентов среды – образовательного, деятельностного, предметного, социального, временного или, хотя бы, возможности свободного выбора из многообразия сред той, которая в данный момент является наиболее созвучной данному человеку. Это реальная возможность «вмешиваться» в ход собственной жизни, направлять его. Это, также, способствует развитию внутренней дисциплины, произвольности поведения. Произвольность поведения, осознанность своих действий развивается у ребенка через общение и взаимодействие с взрослыми, а также игровую деятельность. Также взрослый способствует развитию самостоятельности, произвольности детей через организацию игры, демонстрацию возможных форм ее проявления.

Как показывает С.И. Гессен «Игра есть естественная деятельность детства, притом деятельность до крайности неутомимая, почти не знающая перерывов. Игры должна быть организованы так, чтобы дети приводили их к концу. Тогда, понемногу усложняясь, игра будет их постепенно приучать ставить все более и более отдаленные и устойчивые цели своей деятельности и, тем самым, незаметно для самого ребенка, перейдет в работу, в активное стремление чего-либо достичь».

Таким образом, действие, освоенное вместе с взрослыми, становится источником другого, уже самостоятельного действия ребенка. Взрослый пользуется методом незавершенного (открытого) педагогического действия, буквально «освобождающего» и демонстрирующего места детской инициативы и самостоятельности и возможных форм их проявления.

Все перечисленные выше факторы: свобода, возможность авторских действий, общение и взаимодействие с взрослыми, а также игровая деятельность представляется нам особенно значимыми для развития самостоятельности, самоорганизованности, произвольности у детей. Поэтому мы проведем их краткий анализ.

Полезная информация:

Материалы к электронному пособию для учителя
Далее рассмотрим планы к урокам по теме векторы. Также в них будут представлены слайды по теме и приведены примерные задания к урокам. Интегрирующие цели: Знать определение вектора, определения коллинеарных, сонаправленных и противоположно направленных векторов, равных векторов, определение и свойс ...

Принцип построения интегрированного курса
В современном образовании разработан ряд концепций личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Н.И. Алексеев и др.), предполагающих различные технологии, в каждой из которых «оригинально сочетаются социально- педагогический, предметно-дидактический и пс ...

Педагогическое мастерство учителя начальных классов в контексте модернизации современной школы
Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru