Требования к организации среды, способствующей формированию психологической готовности к переходу в среднее звено обучения

Образование и воспитание » Социально-педагогическое обеспечение готовности к переходу в среднюю школу детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа » Требования к организации среды, способствующей формированию психологической готовности к переходу в среднее звено обучения

В предыдущей главе мы выделили основные проблемы, возникающие при переходе на среднее звено обучения, выделили требования, которые предъявляются средней школой к личности ребенка, и выяснили, что для того, чтобы ребенок в средней школе чувствовал себя наиболее комфортно, ему необходимо обладать такими качествами как самостоятельность, самоорганизованность, произвольность, умением общаться, вступать во взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, устойчивой положительной самооценкой и уверенностью в себе. Кроме того, должно быть сформировано теоретическое мышление, и должна быть познавательная мотивация. В качестве основных показателей мы выделяем – самостоятельность, самоконтроль, наличие коммуникативных навыков и умений, положительную самооценку.

Для этого рассмотрим основные условия и средства развития этих качеств и способностей.

Под самостоятельностью мы понимаем способность человека самостоятельно ставить цели, находить способы их достижения, организовывать свою деятельность на их достижение и контролировать ее.

Самостоятельность, как и другие личностные черты, связана с общими условиями и содержанием жизнедеятельности человека.

Развитию самостоятельности растущего человека способствуют накопление и углубление жизненного опыта, опыта самостоятельных, ответственных, личностно-значимых действий. Необходимо создавать такую среду, которая позволяла бы проявлять свою самостоятельность, свою инициативу, требовала наличия собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок; требовала активной, а не «реактивной» формы поведения, т.е. способности самостоятельно ставить перед собой цели и действовать в соответствии с ними.

Мы считаем, что такая среда должна отвечать таким критериям как: свобода, возможность свободных, самостоятельных действий, творимости или авторства ребенка в создании среды, в которой он живет и воспитывается. Это авторство проявляется в реальной возможности ребенка участвовать в создании всех компонентов среды – образовательного, деятельностного, предметного, социального, временного или, хотя бы, возможности свободного выбора из многообразия сред той, которая в данный момент является наиболее созвучной данному человеку. Это реальная возможность «вмешиваться» в ход собственной жизни, направлять его. Это, также, способствует развитию внутренней дисциплины, произвольности поведения. Произвольность поведения, осознанность своих действий развивается у ребенка через общение и взаимодействие с взрослыми, а также игровую деятельность. Также взрослый способствует развитию самостоятельности, произвольности детей через организацию игры, демонстрацию возможных форм ее проявления.

Как показывает С.И. Гессен «Игра есть естественная деятельность детства, притом деятельность до крайности неутомимая, почти не знающая перерывов. Игры должна быть организованы так, чтобы дети приводили их к концу. Тогда, понемногу усложняясь, игра будет их постепенно приучать ставить все более и более отдаленные и устойчивые цели своей деятельности и, тем самым, незаметно для самого ребенка, перейдет в работу, в активное стремление чего-либо достичь».

Таким образом, действие, освоенное вместе с взрослыми, становится источником другого, уже самостоятельного действия ребенка. Взрослый пользуется методом незавершенного (открытого) педагогического действия, буквально «освобождающего» и демонстрирующего места детской инициативы и самостоятельности и возможных форм их проявления.

Все перечисленные выше факторы: свобода, возможность авторских действий, общение и взаимодействие с взрослыми, а также игровая деятельность представляется нам особенно значимыми для развития самостоятельности, самоорганизованности, произвольности у детей. Поэтому мы проведем их краткий анализ.

Полезная информация:

Дидактическая игра и её значение в развитии личности ребенка раннего возраста
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследо­вателей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В то время, как в зарубежной психологии игра трактова­лась как деятельность по природе и ...

Особенности обучения одарённых детей
Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастн ...

Нефтехимия
Создание первых нефтехимических производств было связано с необходимостью найти применение побочным продуктам термического крекинга – этилену и пропилену. В 1920 г. компания «Стандарт Ойл» стала производить из пропилена первый нефтехимический продукт – растворитель изопропиловый спирт, а из этилена ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru