Учреждение интернатного типа (детский дом) – это особая жизненная среда, в которой растет и развивается ребенок. Эта среда имеет ряд специфических особенностей, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие личности ребенка.
В ходе проведенного теоретического исследования условий учреждений интернатного типа, а также по материалам исследований: И.В. Дубровиной, А.Г. Русской, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, Е.О. Смирновой, А.М. Прихожан и др., можно выделить основные особенности организации жизни в учреждениях интернатного типа.
1. «Закрытость» среды учреждения, чрезвычайная суженность развивающей среды. Это характеризуется тем что, как правило, дети общаются с одним и тем же набором людей, живут в одной и той же обстановке, зачастую не имеют возможности ходить в гости, «переходить» в другие социальные пространства, они даже на улице бывают реже.
Какой-либо деятельностью (особенно досуговой: танцы, спорт, кружки и т.п.) дети, воспитанники учреждений интернатного типа занимаются также в детском доме, у них намного реже бывают гости («носители» других сред), а если и бывают, то эти визиты носят официальный характер, поэтому достаточного информационного обмена с другими средами у воспитанников учреждений интернатного типа – нет. Ограниченность социальных контактов, отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников.
То, что дети, воспитывающиеся в интернатах, живут в закрытой, однообразной среде, не имеют свободного деятельного и информационного обмена с другими средами, не имеют возможности перехода в другие социальные пространства (в другие среды, не видят другой способ и уклад жизни) приводит к заниженному объему знаний об окружающем. У этих детей отсутствует отношение к условиям своей жизни; незнание другого уклада и способа жизни приводит к некритичному приятию окружающего, к полному совпадению с ним. Это в свою очередь затрудняет процесс формирования рефлексии, что является необходимым показателем готовности к переходу в среднюю школу. Отсутствие своего отношения к окружающему (предпочтений, желаний, стремлений) отражается негативным образом на их мотивационно-потребностной сфере и изменяет ее.
2. Следующей специфической особенностью условий учреждений интернатного типа является строгая регламентация жизнедеятельности детей: высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность жизни, отсутствие свободы выбора и "свободных зон развития" ребенка.
В учреждениях интернатного типа «хорошие» воспитанники не задают много вопросов, не контролируют то, что происходит, не участвуют в регламентации собственной жизни (выработке норм и правил), не совершают самостоятельных, активных поступков и, уж тем более, не посягают на установленные правила и нормы, а если и посягают, то это жестко пресекается.
Воспитатели детских домов, неся ответственность по существующим правилам не столько за личностное развитие своих подопечных, сколько за поддержание утвержденного распорядка жизнедеятельности группы, нацелены в основном и прежде всего на укрепление дисциплины и неукоснительное соблюдение режимных требований. Свобода и возможность свободных, самостоятельных, авторских действий ограничены, что не способствует развитию самостоятельного и произвольного поведения. Это в свою очередь затрудняет переход в среднюю школу, создает неблагоприятные условия для протекания подросткового кризиса.
Жесткая регламентация всей жизни, приводит к ограниченности гаммы социально-ролевых отношений, приводит к формированию исполнительской стратегии организации своей жизни. Такие личности, в последствии, ориентируются на внешне заданные ограничения, на внешний контроль, что приводит к затруднению формирования процесса саморегуляции.
Ребенок, который привык жить в исполнительском режиме, очень быстро утрачивает способность самостоятельно мыслить, самостоятельно принимать решения, самостоятельно организовывать свою жизнь, перекладывая эти функции на плечи других. В психологии данное явление известно под названием феномена выученной беспомощности. То, насколько компетентными и эффективными мы чувствуем себя, зависит от того, как мы воспринимаем свою жизнь (как контролируемую извне или изнутри). Люди с высокой самоэффективностью и интернальным локусом контроля (интернальный локус контроля – это склонность человека видеть источник управления своей жизнью преимущественно в себе самом ) более настойчивы, активны, предприимчивы, менее тревожны, менее склонны к депрессии, лучше учатся и т.п., люди же, привыкшие полагаться во всем на других, соответственно, менее настойчивы, без инициативны, не самостоятельны, тревожны, не уверенны в себе.
Подавление детской самостоятельности и инициативы особенно в периоды кризисов возрастного развития является одним из главных источников «выученной беспомощности», постепенно перерастающей в стабильную психологическую характеристику ребенка. Приучившись действовать по заученной схеме, такие дети оказываются не способными к жизни в обществе. Попав в совершенно другие условия, они оказываются не способными к перестройке собственной схемы деятельности, которая становится попросту непригодной.
Полезная информация:
Принцип наглядности
Этот принцип Я.А.Коменский назвал золотым правилом дидактики и считал общедидактическим принципом. Согласно этому принципу обучение необходимо проводить на конкретных образцах, которые учащиеся могут непосредственно воспринимать не только через зрительные ощущения, но и посредством моторных и такти ...
О необходимости введения новой системы оценивания
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценива ...
Размер выборки
Чтобы полностью определить схему выборки, надо договориться о том, сколько человек следует опросить или сколько произвести измерений. Учащимся надо объяснить, что идеальным будет охват исследованиями всех объектов совокупности, если это возможно. Поскольку же это возможно далеко не всегда, особенно ...