Поскольку переход в среднюю школу сопровождается началом подросткового возраста, а именно подросткового кризиса, то, для того чтобы подготовить ребенка к средней школе, необходимо рассмотреть особенности развития в подростковом возрасте, и выделить те трудности, которые возникают у ребенка в этом возрасте.
Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим. Он является самым острым и самым длительным. В течение этого периода происходит ломка и перестройка большинства прежних отношений подростка к окружающему его миру и собственной личности, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает самостоятельную жизнь.
Сформированная в учебной деятельности младших классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.
Д.Б. Эльконин в качестве основного новообразования младшего подросткового возраста выделяет появление чувства взрослости – это желание действовать по собственному усмотрению без оглядки на указание взрослого. Тем самым речь идет о способности выбирать и ставить цели, организовывать собственное поведение.
В связи с этим младший подросток стремится максимальное время находиться вне контроля взрослого, ребенок стремится ко все большей самостоятельности. В этом и состоит основная потребность подростка – это признание взрослыми его самостоятельности, его способности вступить в равнозначные отношения со взрослыми, признание в нем взрослого участника взаимоотношений.
Основное противоречие возраста, которое направляет развитие ребенка и создает ситуацию развития в подростковом возрасте, это то, что ребенок хочет быть взрослым, но не понимает разницу между взрослым поведением, и «не взрослым». Он копирует внешние атрибуты взрослого действия, но не понимает суть его. Тогда задачей взрослого становится именно раскрытие внутренней стороны взрослого действия.
Д.Б. Эльконин выделил четыре основные зоны развития. Коротко охарактеризуем их для подросткового возраста.
Пубертатное развитие
Его продолжительность 4-5 лет, и осуществляется оно по двум линиям:
1) реконструкция телесного Я;
2) развитие сексуальности. Начало пубертата отмечается физическими изменениями, и подростки их осознают. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций. В подростковом возрасте могут возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процессов формирования личности. Изменения во внешнем облике играют важную роль в становлении личности, ведь физическая стать эта центральная характеристика идеального человека. А всякое не соответствие канону может привести к психологическим трудностям, ведь подростка обуревает жажда нормы. Следовательно, данный возрастной период является наиболее уязвимым для внутреннего самочувствия ребенка. Поэтому так важно становится поддержание положительной самооценки ребенка. Любая непохожесть ребенка на других людей вызывает глубокие переживания, что может сказаться на формировании личности ребенка.
Когнитивное развитие
Оно характеризуется возникновением новых способов познания человека и окружающей среды, прежде всего развитием формального мышления. Возникает способность к гипотетико-дедуктивному мышлению. Основным новообразованием этого периода Эльконин назвал самосознание. У подростков появляется способность познать самого себя как личность, обладающего особыми, присущими только ей качествами. Источником этого самосознания может служить возникшее теоретическое мышление, опирающееся на научное понятие. Оно помогает подростку овладеть новым содержанием, расширить взгляд на мир и приводит к возникновению рефлексии, т.е. к умению направить «мысль на мысль», а также на себя.
Но не только развитие мышления определяет развитие самопознание. Этому способствуют новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни младшего школьника.
Преобразование социализации
Новые возникшие у подростка потребности в признание взрослыми его самостоятельности, по мнению Д.Б. Эльконина, реализуется в интимно-личностном общении, которая и является ведущей деятельностью для младшего подростка . Однако, многие ученые придерживаются мнения, что нельзя какую-то одну деятельность назвать, ведущей для подросткового возраста.
Полезная информация:
Виды высших учебных заведений, старые и новые статусы
Высшее учебное заведение – (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование. Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах. Классический статус На сегодняшний день в России существует три вида высш ...
Описание констатирующего этапа опытно-эспериментальной
работы. Диагностика подростков
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе общеобразовательной школы № 49 г. Орска. На первом этапе исследования, подросткам 9 А класса была предложена анкета "Что вы знаете о здоровом образе жизни" (Приложение А), состоящая из 14 вопросов направленных на выявление ...
Нормы развития моторики у детей дошкольного возраста
От 3 до 4 лет Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. – ...