Педагогическое общение

С каждым днем накапливается все больше научных фактов, которые подтверждают важность учета "человеческого фактора" как того узла вопросов, который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры.

Две главные фигуры в школе - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

Сегодня на вопрос: "Что бы вы изменили в школе?" - многие из поступающих в вузы отвечают без колебаний: "Отношение учителей, особенно к старшеклассникам. Пусть больше доверяют, пусть не унижают достоинства, пусть избавятся от предвзятости". (Статистика приводится на основе информации центра социологических и медицинских исследований "Статус").

Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. Общение учителя с учениками должно снимать всякого рода отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать "Социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса" (А.А. Леонтьев).

Но даже и сейчас, когда повсеместно идет демократизация школьной жизни, в частности развитие самоуправления, мы встречаемся с фактами авторитарно-бюрократического, или, как говорят, императивного, подхода в воспитании.

Иногда в школах можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь - путь борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат - два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие - ученики отвергают требования учителей и школы.

Отношения между учеником и учителем - фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого учителю необходимо постоянно изучать особенности учеников и следить за своеобразием реакций на поведение детей.

В процессе перестройки нашего общества на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих его людей и собственную судьбу. Не борьба, а поиск сотрудничества, содружества, пронизанных гуманистическими отношениями, - основа продуктивного общения в школе, которая воспитывает гражданина, хозяина страны и собственной судьбы, всесторонне развитую личность. Условно это можно отразить в следующей схеме:

Общество Школа

Перестройка общества Демократизация отношений между участниками процесса

Демократизация Сотрудничество:

учитель - ученик

учитель - педколлектив

ученик - ученик

Позиция хозяина Личная ответственность каждого ученика.

Полезная информация:

Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели
Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке. Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компете ...

Деловая игра «Контракт с руководителем»
Цель деловой игры – приобретение навыков подбора и выдвижения на руководящую должность в условиях, максимально имитирующих производственную обстановку. В процессе игры обучающиеся приобретают навыки анализа производственных ситуаций, умения дискутировать и определять необходимые качества кандидатов ...

Пути организации занятий на начальном этапе обучения
Качество знаний учащихся во многом зависит от правильной организации занятий. Методисты предлагают следующую организацию занятий: 1. Ежедневные 15-25 минутные занятия, сопровождаемые также речью на иностранном языке во время режимных моментов (зарядка, прием пищи, уборка, переодевание). 2. Два раза ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru