Проблемы перехода из младшей школы в среднее звено обучения

Страница 1

Наибольшие разночтения в периодизациях развития относятся к границе, разделяющей младший школьный возраст и подростковый, которая фактически охватывает интервал 10 - 12 лет. Вслед за Г.А. Цукерман заметим, что до последнего времени IV класс не включался в исследования возрастных психологов и являлся «ничьей землей»: «уже не совсем младшие школьники, но еще не совсем подростки». Современные исследования перехода от младшего школьного возраста к подростковому фиксируют, что средоточие возрастного перехода, его пик приходятся на возраст с 10,7 до 11,8 лет. В целом отмечается, что 10-12 летние школьники качественно отличаются от 6-10 летних в психофизическом, умственном, социальном и эмоциональном развитии, что позволяет авторам обозначить этот возраст как новую стадию развития - «предподростковый» кризис отрочества, становление субъекта социальных отношений.

Новообразования предыдущего стабильного периода – рефлексия, произвольность, саморегуляция являются главной движущей силой всех сторон психического развития младшего подростка, в первую очередь в решении задачи построения отношений с другими людьми.

Этот возрастной период является переходным, а как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Так как переход в среднюю школу является также переходом в новый возраст, то и проблемы, возникающие у детей, можно разделить на психологические, вызванные изменением линии развития, и на социальные, вызванные изменением внешней ситуации. Естественно, что эти типы проблем тесно взаимосвязаны, это даже скорее две составляющие каждой трудности учащегося в данном периоде.

Коротко рассмотрим возникающие проблемы.

Сначала, рассмотрим проблемы, связанные с изменением внутреннего развития детей, с переходом в другой возраст

Первая проблема, связана с изменением мотивации к учению в младшем подростковом возрасте. Рубеж 3-5 классов характеризуется снижением у детей интереса к учебе в школе и самому процессу обучения. Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы бучения зачастую отсутствуют, не сформированы. Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие негативные проявления свойственны многим ученикам, но у тех из них, чье развитие уже было проблемным, имеется вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций в устойчивых формах поведения. Это может объясняться как самим развитием детей, сменой ведущей деятельности, так и неумением педагогов работать в новой ситуации. Дети как бы выросли из своих старых представлений, а новых еще не осознали. Это своеобразный «мотивационный вакуум», вызванный неготовностью многих детей к формированию личного отношения к учению.

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.

Особо следует подчеркнуть, что на смену учебным мотивам, свойственным для младшего школьного возраста, приходят мотивы социальные, т.е. мотивы, связанные с самоутверждением, самоуважением, самопринятием себя как члена учебного сообщества, поэтому на этом этапе особую роль играет принятие ребенка школьным детским коллективом. Это принятие обуславливается степенью похожести ребенка на других детей. Если же ребенок не соответствует каким-то требованиям, параметрам, то существует опасность не принятия ребенка детским коллективом, и как следствие глубокие психологические переживания ребенка по этому поводу. Существует опасность кризиса самооценки. Поэтому для комфортного самочувствия ребенка в средней школе, он должен иметь друзей среди одноклассников.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Научно обоснованная методика физического воспитания оздоровительной направленности школьниц 10-11 классов
В результате педагогического эксперимента определилась четкая концепция применения физических упражнений оздоровительной направленности, являющаяся основой улучшения здоровья и удовлетворения потребностей в физическом совершенствовании девушек 10-11 классов. Учитывались анатомо-физиологические особ ...

Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: · Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; · Создание атмосферы заинтересованности к5аждого ученика в ...

Способы реализации принципов обучения
В педагогической интерпретации правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или ино ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru