В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста детского дома-лицея им. Х.М. Совмена (8 человек). В этом детском доме дети живут в группах по 8 человек, и мы работали с детьми одной группой.
Мы выделили следующие критерии готовности к переходу в среднюю школу:
наличие учебно-познавательного интереса.
положительная адекватная самооценка;
наличие рефлексивных способностей;
сформированность произвольности;
наличие навыков самостоятельной работы;
наличие коммуникативных способностей.
В нашей работе мы будем диагностировать наличие или отсутствие, выделенных качеств, и фиксировать их изменения.
1. Диагностика мотивационной сферы
Метод исследования: структурированное интервью с детьми, основывающееся на методических разработках О.М. Миллер и Т.Л. Ядрышниковой.
а) О желаниях и предпочтениях; об отношении к учению;
б) О мотивах учебной деятельности.
Инициатором беседы был взрослый. Он задавал ребенку вопросы, конкретизировал или переформулировал их, чтобы ребенку было легче на них ответить. Число и характер вопросов жестко не фиксировались, они зависели от активности ребенка, от его отношения к беседе, однако обязательный минимум соблюдался. Взрослый во время беседы стремился к созданию неформальной обстановки. Варианты вопросов можно посмотреть в Приложении №3.
Анализ ответов детей
При анализе ответов детей о своих желаниях и предпочтениях мы пользовались параметрами, заложенными в методических разработках О.М. Миллер и Т.Л. Ядрышниковой. В соответствии с этими параметрами выделились следующие типы ответов:
Типы ответов |
Примеры |
А) доминирование внеучебных интересов |
игры в компьютер, футбол, телевизор, подвижные игры, игры с игрушками |
Б) доминирование учебных интересов |
чтение, учебные предметы |
В) отрицательные переживания, связанные со школой |
не возможность ответить на уроке, когда этого хотят, школьные перемены, боязнь ответа у доски |
Г) преобладание познавательных мотивов |
учеба ради знаний, ради самой учебы |
Д) преобладание учебных мотивов «избежания неприятностей» и мотивов «одобрения» |
Учеба ради похвалы, ради избежания наказаний |
Е) преобладание широких социальных и позиционных мотивов |
учеба ради общения, занятия определенного статуса в группе сверстников, в обществе |
Таблица 4.1
Варианты ответов |
В % от общего числа ответов детей | |
А |
доминирование внеучебных интересов |
75% |
Б |
доминирование учебных интересов |
25% |
В |
отрицательные переживания, связанные со школой |
75% |
Г |
преобладание собственно познавательных мотивов |
25% |
Д |
преобладание учебных мотивов «избежания неприятностей» и мотивов «одобрения» |
75% |
Е |
преобладание широких социальных и позиционных мотивов |
25% |
Полезная информация:
Культурно-досуговая деятельность КрасГУ как развивающая среда
Внеучебная деятельность, как развивающая среда позволяет развивать социальные компетентности, но, по средствам, каких организационно-педагогических условий не представленных в учебной деятельности? И так, перечислим ещё раз выделенные нами условия, влияющие на проявления и развития социальной компе ...
Реализация и анализ психолого-педагогического исследования уровня развития
речи детей 2 года жизни
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленны ...
Классификация – один из способов логического запоминания
Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – ...