Диагностика наличия основных показателей к переходу в среднюю школу у воспитанников учреждения интернатного типа

Образование и воспитание » Социально-педагогическое обеспечение готовности к переходу в среднюю школу детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа » Диагностика наличия основных показателей к переходу в среднюю школу у воспитанников учреждения интернатного типа

Страница 1

В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста детского дома-лицея им. Х.М. Совмена (8 человек). В этом детском доме дети живут в группах по 8 человек, и мы работали с детьми одной группой.

Мы выделили следующие критерии готовности к переходу в среднюю школу:

наличие учебно-познавательного интереса.

положительная адекватная самооценка;

наличие рефлексивных способностей;

сформированность произвольности;

наличие навыков самостоятельной работы;

наличие коммуникативных способностей.

В нашей работе мы будем диагностировать наличие или отсутствие, выделенных качеств, и фиксировать их изменения.

1. Диагностика мотивационной сферы

Метод исследования: структурированное интервью с детьми, основывающееся на методических разработках О.М. Миллер и Т.Л. Ядрышниковой.

а) О желаниях и предпочтениях; об отношении к учению;

б) О мотивах учебной деятельности.

Инициатором беседы был взрослый. Он задавал ребенку вопросы, конкретизировал или переформулировал их, чтобы ребенку было легче на них ответить. Число и характер вопросов жестко не фиксировались, они зависели от активности ребенка, от его отношения к беседе, однако обязательный минимум соблюдался. Взрослый во время беседы стремился к созданию неформальной обстановки. Варианты вопросов можно посмотреть в Приложении №3.

Анализ ответов детей

При анализе ответов детей о своих желаниях и предпочтениях мы пользовались параметрами, заложенными в методических разработках О.М. Миллер и Т.Л. Ядрышниковой. В соответствии с этими параметрами выделились следующие типы ответов:

Типы ответов

Примеры

А) доминирование внеучебных интересов

игры в компьютер, футбол, телевизор, подвижные игры, игры с игрушками

Б) доминирование учебных интересов

чтение, учебные предметы

В) отрицательные переживания, связанные со школой

не возможность ответить на уроке, когда этого хотят, школьные перемены, боязнь ответа у доски

Г) преобладание познавательных мотивов

учеба ради знаний, ради самой учебы

Д) преобладание учебных мотивов «избежания неприятностей» и мотивов «одобрения»

Учеба ради похвалы, ради избежания наказаний

Е) преобладание широких социальных и позиционных мотивов

учеба ради общения, занятия определенного статуса в группе сверстников, в обществе

Таблица 4.1

Варианты ответов

В % от общего числа ответов детей

А

доминирование внеучебных интересов

75%

Б

доминирование учебных интересов

25%

В

отрицательные переживания, связанные со школой

75%

Г

преобладание собственно познавательных мотивов

25%

Д

преобладание учебных мотивов «избежания неприятностей» и мотивов «одобрения»

75%

Е

преобладание широких социальных и позиционных мотивов

25%

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Культурно-досуговая деятельность КрасГУ как развивающая среда
Внеучебная деятельность, как развивающая среда позволяет развивать социальные компетентности, но, по средствам, каких организационно-педагогических условий не представленных в учебной деятельности? И так, перечислим ещё раз выделенные нами условия, влияющие на проявления и развития социальной компе ...

Реализация и анализ психолого-педагогического исследования уровня развития речи детей 2 года жизни
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленны ...

Классификация – один из способов логического запоминания
Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru