Внеучебная деятельность, как развивающая среда позволяет развивать социальные компетентности, но, по средствам, каких организационно-педагогических условий не представленных в учебной деятельности? И так, перечислим ещё раз выделенные нами условия, влияющие на проявления и развития социальной компетентности студента в культурно-досуговой деятельности:
свобода выбора;
свобода действия;
свобода слова;
разноплановость видов деятельности;
востребованность талантов и умений;
условия ответственности;
запрос на высокий уровень общения и коммуникативных связей;
взаимодействие между участниками.
Таким образом, соблюдаются ли эти условия в развивающей среде культурно-досуговой деятельности?
Мы выделили два направления культурно-досуговой деятельности в КрасГУ:
- систематического характера: коллективы студенческого клуба КрасГУ;
- циклического характера: мероприятия, проводимые факультетами.
Рассмотрим эти направления в качестве развивающей среды.
Приведя анализ документации, было подробно изучено «Положение о студенческом клубе КрасГУ», положения творческих коллективов и должностных инструкций руководителей. В результате этого выявились основные направления работы студенческого клуба, и работы коллективов, их основные задачи и формы контроля. Можно сказать, что пункты положения не противоречат развитию и проявлению творческих способностей студентов. В результате анализа было выявлено разделение коллективов на:
имеющих «профессионального, взрослого» руководителя;
не имеющих как такового (руководители – студенты либо аспиранты).
К первым относятся: Хор КрасГУ, фольклорная студия «Лада», народно-танцевальный ансамбль «Раздолье», Театр-студия.
Ко вторым относятся: команды КВН, танцевальные коллективы «Экстремум», «Без комментариев», бард-клуб «БомБАРДировщики».
Чтобы пронаблюдать, в каких коллективах студенческого клуба соблюдаются выделенные нами организационно-педагогические условия, влияющие на проявления и развития социальной компетентности, был применен метод включенного наблюдения. На протяжении всего учебного года посещались репетиции и собрания всех коллективов студенческого клуба КрасГУ.
Ко всем коллективам были выдвинуты одинаковые условия развивающей среды, влияющие на проявления социальной компетентности:
свобода выбора (выбор стратегии развития, направления, хода работы и репертуара за руководителем или коллективом в целом);
свобода действия (не ограниченность жесткими рамками, креативность в подходе);
свобода слова (можно свободно выражать свои мнения, мысли, планы и стремления, выражать не согласие);
инициативность;
востребованность талантов и умений;
ответственность за деятельность коллектива;
общение и его влияние на результаты деятельности.
Анализ представлен в виде таблицы.
На основании данных, мы делаем вывод, что не во всех коллективах организационно-педагогические условия выполняются на все сто процентов. Коллективы, которые находятся в строгих творческих рамках под руководством «взрослого» руководителя, который определяет ход работы, выбор репертуара, ограничивают свободу слова, выбора и действия члена коллектива. К таким относятся: Хор, «Лада», «Раздолье», Театр-студия. Полное соблюдение организационно-педагогических условий присуще коллективам с «молодым» руководителем, который наравне со всеми принимает участие в жизни коллектива, к таким относятся: командам КВН, танцевальным коллективам «Экстремум» и «Без комментариев», бард-клубу «БомБАРДировщики». Что касается инициативности, то она открыто приветствуется в коллективах, которые, можно сказать существуют за счет инициативы самих участников (КВН, барды, «Экстремум»). В «Раздолье» и Театр-студии, как оказалось инициатива не приветствуется – коллективы работают по шаблонам (есть сценарии, и танцы, ничего нового придумывать не надо). Руководители Хора и «Лады» иногда дают возможность проявлению инициативы студентам, это выражается в возможности выслушать их предложения по поводу репертуара на будущее, но это происходит не всегда.
В течение всего учебного года (2004-2005) был исследован ряд циклических мероприятий проводимых в Университете, а именно «День первокурсника», «Прошу слова» и «Дни факультета». Ко всем мероприятиям, также были выдвинуты одинаковые требования на наличие организационно-педагогических условий, влияющих на проявления социальной компетентности:
свобода выбора: студент сам в праве выбирать направление и ход работы для более удачного проведения открытия, праздничного концерта; либо собственное планирование хода работы;
свобода действия: не ограниченность жесткими рамками и предписаниями;
свобода слова: свободное выражение своих мыслей, идей, планов, способов реализации;
разноплановость видов деятельность: широкий и разнообразный спектр видов деятельности (от рисования плакатов, до организации концерта);
Полезная информация:
О понятии
педагогической технологии
Образование это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица Что такое обучение, построенное как технология, какую структуру оно имеет, как использовать технологии и что же они могут дать на практике? Вот вопросы, которые в наибольшей степени интересуют сегодня педагогов-практиков. Технологией обы ...
Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования
культуры движений младших школьников
В нашем исследовании поводилось наблюдение с целью направленного, изучения культуры движений младших школьников, как показателя общей культуры; с целью выявления умений школьников удерживать правильную осанку на протяжении всего занятия. Во время наблюдений обращалось внимание на пластику, координа ...
Разновидности учебного фильма
Разновидностями учебного фильма являются: кино - или видеофрагмент - 3 - 5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы; кинокольцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, со держащий информацию о циклическом процессе, например рабо чий процесс двигателя внутреннего сгорания, или ...