Реализация и анализ психолого-педагогического исследования уровня развития речи детей 2 года жизни

Образование и воспитание » Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни » Реализация и анализ психолого-педагогического исследования уровня развития речи детей 2 года жизни

Страница 1

Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей второго года жизни.

Исследование проводилось на базе дома-ребенка № 3 города Нижнего Тагила

Характеристика исследуемой группы.

Группа в составе 12 человек (100%) в возрасте от 1года 2 месяцев до 1 года 9 месяцев, имеет следующие показатели:

83,3% детей - смешанные специальные расстройства (в том числе и задержка психоречевого и сенсорного развития);

16,7% детей - косоглазие;

8,3% детей - гемофилия;

8,3% детей - поражение ЦНС;

8,3% детей - спастический тетрапарез;

8,3% детей - папилома языка;

8,3% детей - полидактимия пальцев рук;

8,3% детей - расщелина неба;

8,3% детей - гипотрофия;

Диагностический инструментарий.

Диагностика – распознавание, определение уровня интеллектуального и личностного развития внутри каждого возрастного этапа и при переходе от одного периода развития к другому.

Смысл изучения детей воспитателем состоит в том, чтобы понять причины их поведения и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверит их эффективность, вовремя заметить отклонения в процессе психического развития, его недостатки, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников. В итоге воспитатель сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход развития и переход на новую возрастную ступень.

Дети раннего возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получить достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.

Обследование уровня речи детей исследуемой группы проходило по методике .М.Аксариной, Н.М.Щелованова. Обследование включало в себя несколько диагностических процедур:

Процедура № 1 «Изучение понимания речи и пассивного словаря».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (погремушка, собачка, петушок).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком

1 Ситуация - проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация - просили ребенка указывать на называемый предмет.

3 Ситуация - предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4 Ситуация - просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 Ситуация - просили ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация - предлагали произвести с предметом определенные действия (положить в коробку).

Формулировку задания повторяли несколько раз.

Обработка данных. Все данные заносили мы в таблицу, которая находится в приложении № 2. В зависимости от числа повторений формулировки задания, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, ставиться балл (оценка) действий ребенка. То есть число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

-если исследователь 1-2 раза повторял инструкцию – ребенку ставилось 2 балла;

-если исследователь повторял задание 3-4 раза – ребенку ставился 1 балл;

-если исследователь повторял задание больше 4-х раз или, если ребенок не смог выполнить задание – ему ставили 0 баллов.

Процедура № 2 «Кто это, Как он говорит?»

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на две равные группы по степени частотности употребления слов в речи.

В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка: игрушки домашних и диких животных, которые детям показывают ежедневно (петушок, собачка, киска, курочка).

Во вторую группу вошли игрушки домашних и диких животных, которые ребенку показывают реже (тигренок, медвежонок, поросенок, барашек).

Обработка данных. Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число ответов: 1 балл - наличие правильного ответа; О баллов - неправильный ответ или ребенок не дал ответ вообще. Таблица находится в приложении № 3.

Выводы по исследованию активного словаря:

-от 0 до 2 баллов- низкий уровень развития активного словаря;

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей подростков
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного ...

Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми
Раннее детство от 1 года до 3 лел – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий. Занятия с дидактическими играми по развитию предметной деятельности решают следующие задачи: - сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственно ...

Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса считается выбор рациональной системы методов и приёмов обучения и оценки качества знаний, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их подготовки, развития общеучебных умений, специфике решаемых образовательных и воспита ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru