Совместная деятельность как средство развития ребенка

Страница 1

Поскольку, социальная среда средней школы предъявляет повышенные требования к личностным особенностям и способностям ребенка, а именно к наличию определенного уровня самостоятельности и произвольности, к наличию способности устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, к наличию рефлексивных способностей как способности осознания собственного поведения, то и дальнейшее развитие ребенка, как и его общее самочувствие в средней школе будут зависеть от уровня сформированности этих качеств.

Поэтому для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в средней школе необходимо, чтобы все перечисленные качества и способности были сформированы именно в младшей школе.

Граница перехода в среднюю школу, это и граница перехода в подростковый возраст. В связи с чем, проблемы связанные с переходом в среднюю школу усугубляются возникающим подростковым кризисом. Кризис – это внутреннее противоречие, возникающее у ребенка, в связи с появлением новых потребностей, и как следствие с изменением социальной ситуации развития. Возникшее противоречие разрешается в новом типе ведущей деятельности, в которой происходит формирование основных новообразований возраста, появляются новые качества и способности.

Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых, кроме того, появляется желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе. Эти новые возникшие у младшего подростка потребности по мнению Д.Б. Эльконина, реализуются в интимно-личностном общении; по мнению Д.И. Фельдштейна, - в социально одобряемой и признаваемой деятельности; по мнению К.Н. Поливановой – в авторской деятельности, заключающейся в замысливании и реализации деятельности.

Объединяя все выделенные типы ведущих деятельностей в подростничестве, можно предположить, что любая деятельность в подростничестве будет являться ведущей, если будет удовлетворять требованиям авторства ребенка в его замысливании, внешней продуктивности, результативности и социально признаваемой полезности, а так же совместности как способа реализации интимно-личностного общения. В такой деятельности реализуются все необходимые условия для развития самостоятельного, произвольного поведения, для формирования коммуникативных способностей и положительной самооценки.

Для большинства детей, воспитывающихся в семье, эта ведущая деятельность складывается стихийно, за счет общения и взаимодействия со сверстниками и со взрослыми, возможности вступать в разнообразные социальные связи. Для детей же из детского дома, вследствие особенностей их жизнедеятельности, возможность осуществления ведущей деятельности затрудняется. Несмотря на большой набор доступных видов деятельности, подросток фактически не имеет возможности удовлетворения своих потребностей, а именно потребности в самостоятельности и независимости, потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и со взрослыми, совместной деятельности с ними. Это связано с тем, что в учреждениях интернатного типа общение и взаимодействие носит преимущественно директивный характер, и не отвечает потребностям подросткового возраста. В этой деятельности ребенку не предоставляется права свободного авторского выбора, эта деятельность не требует самостоятельности, инициативности, не требует наличия собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, а требует лишь подчинения установленным требованиям, режиму. Общение в такой деятельности выступает лишь в качестве требований взрослого к ребенку, что противоречит потребностям подросткового возраста в самостоятельном, независимом поведении.

Вследствие таких особенностей жизнедеятельности, подростковый кризис переживается острее, а многие личностные качества и способности оказываются не сформированными, в частности это самостоятельность, организованность, произвольность, коммуникативная компетентность. Переход в среднюю школу на этом фоне приобретает наиболее проблематичный характер.

Для компенсации этих дефицитов возникает необходимость в педагогической организации ведущей деятельности подросткового возраста, построенной на принципах свободы, авторства, самостоятельности и совместности для детей.

В качестве средства организации ведущей деятельности может выступать совместная деятельность детей друг с другом и со взрослыми.

Под совместной деятельностью мы понимаем совокупность индивидуальных деятельностей, направленных на достижении общей цели. Основными признаками совместной деятельности, являются:

наличие единой цели и общей мотивации (побуждение работать вместе);

разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками;

объединение индивидов и индивидуальных деятельностей;

координация индивидуальных деятельностей;

единый конечный результат;

наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 6—7 лет. В эти годы происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Рост и масса тела. Рост детей в дошкольном возрасте увеличивается неравномерно — вначале до 4—6 см в год, а затем в период от ...

Логические методы познания
К логическим методам познания относятся: анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, классификация и др. Логические методы познания особенно необходимы при отыскании решения задач. Рассмотрим, например, следующую задачу: «Определить площадь че ...

Анализ литературы по проблеме исследования
Модульное обучение в первоначальном виде зародилось в конце 60-х годов и быстро распространилось в англоязычных странах, прежде всего, в США, Англии и Канаде. Вскоре им заинтересовались и исследователи России. В настоящее время накоплен достаточный материал научных сведений по вопросам модульного о ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru