Оценка условий социальной среды учреждения инернатного типа, влияющих на развитие у детей готовности к переходу в среднюю школу

Образование и воспитание » Социально-педагогическое обеспечение готовности к переходу в среднюю школу детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа » Оценка условий социальной среды учреждения инернатного типа, влияющих на развитие у детей готовности к переходу в среднюю школу

Страница 1

Оценка условий социальной среды проводилась по факторам среды, способствующим формированию (созреванию) психологической готовности к переходу в среднее звено обучения, выделенным нами во второй главе настоящей работы. Наличие или отсутствие выделенных нами факторов в социальной сфере можно проверить с помощью следующих параметров:

1. Фактор свободы и возможности свободных, самостоятельных, авторских действий:

Наличие у ребенка возможности участвовать в регламентации собственной жизни; авторство ребенка во временной организации собственной жизнедеятельности (выработка норм и правил жизнедеятельности, участие в регламентации собственного времени, самостоятельная установка режима дня и т.п.);

Авторство ребенка в создании архитектурно-пространственного компонента среды (сюда входят: наличие возможности самостоятельно менять обстановку, наличие у ребенка собственного пространства, территории, контроль над нею и т.п.);

Авторство ребенка в деятельном компоненте социальной среды (возможность выбирать вид деятельности и ее содержание, возможность изменить уже выбранную деятельность согласно интересу и предпочтению, участие ребенка в регламентации деятельности);

Наличие у ребенка возможности включаться в какое-либо дело или стать его автором.

2. Фактор общения и взаимодействия между ребенком и взрослым:

реальное общение между взрослыми и детьми;

совместное проектирование настоящего и будущего взрослых и детей в межличностном общении, совместной деятельности в виде целей и программы деятельности;

наличие побуждения со стороны педагогов к активности ребенка, к принятию самостоятельных решений и т.п.

3. Фактор – совместная деятельность детей и взрослых:

Совместное планирование, организация и осуществление деятельности (групповое целеобразование, совместное распределение функций, задач, прав обязанностей и ответственности, совместное осуществление деятельности);

групповое оценивание результата деятельности.

4. Игровая деятельность:

Организация взрослыми игры таким образом, чтобы заканчивали, инициировали ее дети.

Методы, используемые в оценке условий социальной среды:

Наблюдение за условиями жизнедеятельности воспитанников;

Внеситуативно-личностная беседа, с помощью которой выяснялось, насколько ребенок в условиях учреждений может совершать свободные, авторские действия (к примеру, менять обстановку по собственному усмотрению), насколько он участвует в организации собственного режима дня, участвует в выработке правил и норм жизни и т.п. Вопросы в беседе не были четко определены. Они задавались в соответствии с выделенными критериями оценки условий и, если было нужно, конкретизировались или уточнялись.

Первый фактор – это свобода, наличие свободного пространства для свободных, автономных, авторских действий.

Параметры, характеризующие данный фактор, как показало исследование, практически не реализуются.

Наличие у ребенка возможности участвовать в регламентации собственной жизни авторство ребенка во временной организации собственной жизнедеятельности:

Вся деятельность ребенка планируется и регламентируется общим режимом жизнедеятельности. Возможности ребенка участвовать в регламентации собственной жизни, возможность изменить уже существующие правила достаточно ограничены. Режим жизни устанавливается администрацией, даже свободное время у детей расписано – музыка, танцы, хор и т.п.

Авторство ребенка в создании архитектурно-пространственного компонента среды также ограничивается. Имея собственную комнату, ребенок не может изменить свое пространство согласно собственному «вкусу», потребностям. Без разрешения воспитателя ребенок ничего изменить не может: передвинуть кровать, стол, шкаф, повесить на стенку какую-либо понравившуюся ему картинку и т.п.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

История педагогической мысли и просвещения Казахстана
История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона. ...

Технология деятельности по созданию условий для формирования у детей готовности к переходу в среднюю школу
Способом преодоления выделенных нами трудностей является педагогически организованная ведущая деятельность подросткового возраста. Основная идея заключается в том, что для того, чтобы подготовить ребенка к средней школе, необходимо создавать условия, в которых каждый ребенок получает возможность ре ...

Определение навыков чтения
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru