Основываясь на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, К. Поливанова, Д.Б. Эльконин и т.д.) и теории интериоризации Л.С. Выготского, мы выделяем в качестве основного средства формирования самостоятельного, произвольного поведения, а также способности к самоорганизации и самоконтролю именно совместную деятельность взрослого и ребенка, а также детей друг с другом.
Роль деятельности как фактора и условия развития личности проявляется в том, что именно она формирует не только операциональную структуру личности (знания, умения, черты характера, способности и т.д.), но и мотивационно – ценностную структуру, кроме того, в деятельности формируются высшие психические функции .
Однако, как отмечает Л.С. Выготский, важна не просто деятельность, а именно совместная деятельность ребенка и взрослого, и детей между собой.
Психические процессы человека появляются в результате сотрудничества с другими людьми, передающими ему накопленный общественно-исторический опыт выполнения деятельности. Такая передача возможна только во внешней форме – в форме действий с реальными объектами или внешней речи. Некоторые усваиваемые при этом средства и способы осуществления деятельности в дальнейшем интериоризируются, т.е. утрачивают свою внешнюю форму, становясь внутренними.
Таким образом, через организацию внешней деятельности можно и должно организовывать деятельность внутреннюю, т.е. собственно саморазвивающиеся психические процессы.
Кроме того, высшие, специфически человеческие психические процессы могут возникать только во взаимодействии человека с человеком. Следовательно, для обеспечения формирования и развития основных качеств личности необходимо организовывать именно совместную деятельность ребенка и взрослого.
Итак, важным условием развития ребенка, формирования его высших психических процессов является именно совместная деятельность ребенка и взрослого.
Источником развития может быть не только совместная деятельность ребенка и взрослого, но и совместная деятельность нескольких детей. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, ребенок, будучи включен в совместную деятельность, распределенную между несколькими членами группы, усваивает те элементы, образцы действий, которые транслируют другие. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что развитие ребенка происходит в сотрудничестве с «более умными сотоварищами». Однако важно не только это. Известно, что в совместной групповой деятельности осуществляются и преобразуются межличностные отношения, которые также отражаются на развитии детей. Возникновение взаимоотношений сотрудничества, взаимопомощи, соревнования ровесников облегчает усвоение новых интеллектуальных операций, формированию коммуникативных способностей, способствует речевому развитию, способствует формированию умений управлять своим поведением.
Следовательно, совместная деятельность нескольких детей, а также совместная деятельность взрослого и ребенка является особым социальным средством, способствующим личностному развитию ребенка.
Полезная информация:
Методика решения качественных задач
Как уже было сказано выше, задачи-вопросы решают устно. Чтобы воспитать у учащихся навык сознательного подхода к решению качественных задач, нужна определенная система работы с ними учителя и продуманная методика обучения. Немалое значение имеет правильный подбор задач. Наиболее доступны на первых ...
Высшее учебное заведение, его задачи и структура
1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. 2 ...
Оценка эффективности системы довузовской подготовки
Семантической анализ понятия «качество» позволил определить его как совокупность характеристик объекта, относящуюся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Следовательно, под «качеством образования» в обобщенном смысле понимается совокупность свойств образовани ...