Роль совместной деятельности в развитии личности ребенка

Основываясь на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, К. Поливанова, Д.Б. Эльконин и т.д.) и теории интериоризации Л.С. Выготского, мы выделяем в качестве основного средства формирования самостоятельного, произвольного поведения, а также способности к самоорганизации и самоконтролю именно совместную деятельность взрослого и ребенка, а также детей друг с другом.

Роль деятельности как фактора и условия развития личности проявляется в том, что именно она формирует не только операциональную структуру личности (знания, умения, черты характера, способности и т.д.), но и мотивационно – ценностную структуру, кроме того, в деятельности формируются высшие психические функции .

Однако, как отмечает Л.С. Выготский, важна не просто деятельность, а именно совместная деятельность ребенка и взрослого, и детей между собой.

Психические процессы человека появляются в результате сотрудничества с другими людьми, передающими ему накопленный общественно-исторический опыт выполнения деятельности. Такая передача возможна только во внешней форме – в форме действий с реальными объектами или внешней речи. Некоторые усваиваемые при этом средства и способы осуществления деятельности в дальнейшем интериоризируются, т.е. утрачивают свою внешнюю форму, становясь внутренними.

Таким образом, через организацию внешней деятельности можно и должно организовывать деятельность внутреннюю, т.е. собственно саморазвивающиеся психические процессы.

Кроме того, высшие, специфически человеческие психические процессы могут возникать только во взаимодействии человека с человеком. Следовательно, для обеспечения формирования и развития основных качеств личности необходимо организовывать именно совместную деятельность ребенка и взрослого.

Итак, важным условием развития ребенка, формирования его высших психических процессов является именно совместная деятельность ребенка и взрослого.

Источником развития может быть не только совместная деятельность ребенка и взрослого, но и совместная деятельность нескольких детей. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, ребенок, будучи включен в совместную деятельность, распределенную между несколькими членами группы, усваивает те элементы, образцы действий, которые транслируют другие. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что развитие ребенка происходит в сотрудничестве с «более умными сотоварищами». Однако важно не только это. Известно, что в совместной групповой деятельности осуществляются и преобразуются межличностные отношения, которые также отражаются на развитии детей. Возникновение взаимоотношений сотрудничества, взаимопомощи, соревнования ровесников облегчает усвоение новых интеллектуальных операций, формированию коммуникативных способностей, способствует речевому развитию, способствует формированию умений управлять своим поведением.

Следовательно, совместная деятельность нескольких детей, а также совместная деятельность взрослого и ребенка является особым социальным средством, способствующим личностному развитию ребенка.

Полезная информация:

Направления и особенности работы библиотек с детьми и подростками
Параграф призван характеризовать работу библиотек области с детьми и подростками, ее особенности и специфику. На 1.01.2005 года детское население Пермской области обслуживали: Пермская областная детская библиотека им.Л.И. Кузьмина, 40 центральных детских библиотек, 41 специализированный детский фил ...

Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: "дремучий" - подбирались такие слова, как "дремлет", "древний" и т.д.; "знойный" - "злобный", "злючий", "зимний" ...

Заключительное занятие по теме «Законы движения Ньютона»
Целью заключительного занятия является систематизация и обобщение знаний учащихся по теме. Может быть рекомендован следующий план проведения этого занятия. 1.Предмет и задачи динамики. 2.Основные понятия динамики. 3.Масса. 4.Сила. 5.Первый закон Ньютона (формулировка закона, его проявления в природ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru