Оценивание учебных достижений учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Оценивание учебных достижений учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения

Страница 1

На протяжении нескольких последних десятилетий в мире растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена, опирающаяся, как правило, на тестирование, не позволяет отразить многие компетенции, умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешности в профессиональной и внепрофессиональной сферах жизни после окончания школы.

Анализ зарубежного опыта и российской практики показывает, что важным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио) школьника. Следует отметить, что использование портфолио в образовательном процессе – проблема, новая для отечественной педагогической науки, в связи с чем имеющиеся исследования здесь минимальны.

Портфолио учащегося (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду "аутентичных" индивидуализированных оценок (т.е., в максимальной степени соответствующих целям высокоиндивидуализированного обучения), ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. Портфолио ныне широко применяется в зарубежной практике, причём диапазон его применения постоянно расширяется: от начальной до высшей школы и на рынках труда. Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – "электронный портфолио", а также формы, ориентированные на новые образовательные цели – "паспорт компетенций и квалификаций". Характерным явлением, лежащим в русле Болонского процесса, стало создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы "Европейский языковой портфолио". Портфолио является формой оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придаёт планированию и оцениванию учащимся своих образовательных результатов.

Портфолио выполняет следующие основные педагогические функции:

– контрольно-оценочную. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях;

– индивидуально-диагностическую. Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения;

– мотивационную – способствует поддержанию высокой учебной мотивации школьников, поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения;

– развивающую – способствует развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формированию ОУУН и ключевых компетенций, выражающихся в умениях ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Педагогическое мастерство учителя начальных классов в контексте модернизации современной школы
Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным ...

Основные особенности метода анкетирования
Анкетирование, по Столяренко Л.Д. – «вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета». Анкетирование подразделяется на виды по разным критериям. 1. По числу респондентов: индивидуальное, гр ...

Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня
Исследование проводилось в 2012 учебном году на базе МБОУ « Средняя школа № 18 » г. Абакана. В эксперименте принимали участие 20 детей, 10 детей, имеющие заключение ОНР III уровня, 10 детей с нормальным речевым развитием. На основании анализа психолого – педагогической литературы и выдвинутой нами ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru