Подготовка к сбору данных

После выбора проблемы для исследования нужно предложить учащимся обдумать возможные ответы на вопросы, могущие возникнуть при решении проблемы; при этом важно достаточно четко сформулировать каждый аспект предварительного ответа, чтобы облегчить сбор данных в поле. На этом этапе следует решить, должны ли необходимые данные представлять собой измерения, которые надо выполнить учащимся, или эти данные будут собраны с помощью вопросника; или данные будут выбраны из таких документальных источников, как, например, материалы переписи населения, записи актов гражданского состояния, обзоры по сельскому хозяйству и промышленности, материалы обследований домашних хозяйств, или других опубликованных и неопубликованных материалов.

Если данные должны представлять собой измерения, выполняемые учащимися, надо решить, будут ли они связаны с подсчетом, взвешиванием, хронометрированием, расчетами, инструментальными наблюдениями и т. п. или потребуется сочетание всех этих приемов. Затем ученикам надо предоставить приборы, требующиеся для измерений. При необходимости использования вопросников на этой подготовительной стадии надо согласовать также содержание и типы вопросов и договориться о способе рассылки вопросников.

Обычно полезно заранее решить, где будут проводиться измерения, какие правила при этом надо соблюдать и к кому обращаться с вопросами. Иными словами, надо определить схему выборочного обследования, указать методы, которые будут применяться, и при необходимости скорректировать их. Чтобы получить действительно надежные данные, допускающие статистическую обработку, проверку на значимость и пригодные для построения математических моделей, необходимо использовать адекватные методы выборки, что особенно важно осуществлять в старших классах.

Ученикам следует освоить технику записей результатов измерений в полевых дневниках, правильной постановки вопросов, регистрации ответов (галочкой, подчеркиванием, обведением кружком или другими способами). При обучении правильному заполнению полевого дневника особенно важно уделить внимание способу сведения данных в таблицы и составления простых графиков, включающих переменные и зависимости, которые будут исследоваться. Поэтому до проведения полевых исследований надо решить, какими будут эти таблицы и графики, и заранее подготовить дневник (разлиновать его, пронумеровать страницы, по возможности написать заголовки), в который будут заноситься полевые данные. От того, насколько тщательно будет проведен этот подготовительный этап, во многом зависит успех всего исследования.

Конечно, помимо всех этих приготовлений надо предпринять поиск и ознакомиться с соответствующей литературой по теме, концепции, осуществляемому проекту. Понятно, что нужно разыскать также соответствующую общую информацию о местности, районе или другом элементарном участке, на котором будут проводиться полевые исследования. И, разумеется, что при работе со школьниками учитель должен строго следить за выполнением всех его требований.

Полезная информация:

Размер выборки
Чтобы полностью определить схему выборки, надо договориться о том, сколько человек следует опросить или сколько произвести измерений. Учащимся надо объяснить, что идеальным будет охват исследованиями всех объектов совокупности, если это возможно. Поскольку же это возможно далеко не всегда, особенно ...

Методика исследования фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи
Обследование звуковой стороны речи является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности и имеет два аспекта: артикуляционный – предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи; фонологический – выяснить, к ...

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку в нацио­нальной школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка,— обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирова­ние умений прави ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru