Подготовка к сбору данных

После выбора проблемы для исследования нужно предложить учащимся обдумать возможные ответы на вопросы, могущие возникнуть при решении проблемы; при этом важно достаточно четко сформулировать каждый аспект предварительного ответа, чтобы облегчить сбор данных в поле. На этом этапе следует решить, должны ли необходимые данные представлять собой измерения, которые надо выполнить учащимся, или эти данные будут собраны с помощью вопросника; или данные будут выбраны из таких документальных источников, как, например, материалы переписи населения, записи актов гражданского состояния, обзоры по сельскому хозяйству и промышленности, материалы обследований домашних хозяйств, или других опубликованных и неопубликованных материалов.

Если данные должны представлять собой измерения, выполняемые учащимися, надо решить, будут ли они связаны с подсчетом, взвешиванием, хронометрированием, расчетами, инструментальными наблюдениями и т. п. или потребуется сочетание всех этих приемов. Затем ученикам надо предоставить приборы, требующиеся для измерений. При необходимости использования вопросников на этой подготовительной стадии надо согласовать также содержание и типы вопросов и договориться о способе рассылки вопросников.

Обычно полезно заранее решить, где будут проводиться измерения, какие правила при этом надо соблюдать и к кому обращаться с вопросами. Иными словами, надо определить схему выборочного обследования, указать методы, которые будут применяться, и при необходимости скорректировать их. Чтобы получить действительно надежные данные, допускающие статистическую обработку, проверку на значимость и пригодные для построения математических моделей, необходимо использовать адекватные методы выборки, что особенно важно осуществлять в старших классах.

Ученикам следует освоить технику записей результатов измерений в полевых дневниках, правильной постановки вопросов, регистрации ответов (галочкой, подчеркиванием, обведением кружком или другими способами). При обучении правильному заполнению полевого дневника особенно важно уделить внимание способу сведения данных в таблицы и составления простых графиков, включающих переменные и зависимости, которые будут исследоваться. Поэтому до проведения полевых исследований надо решить, какими будут эти таблицы и графики, и заранее подготовить дневник (разлиновать его, пронумеровать страницы, по возможности написать заголовки), в который будут заноситься полевые данные. От того, насколько тщательно будет проведен этот подготовительный этап, во многом зависит успех всего исследования.

Конечно, помимо всех этих приготовлений надо предпринять поиск и ознакомиться с соответствующей литературой по теме, концепции, осуществляемому проекту. Понятно, что нужно разыскать также соответствующую общую информацию о местности, районе или другом элементарном участке, на котором будут проводиться полевые исследования. И, разумеется, что при работе со школьниками учитель должен строго следить за выполнением всех его требований.

Полезная информация:

“Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...

Методика изучения площадей фигур в курсе геометрии средней школы
В теме «Площади фигур» наблюдается синтез традиционно-синтетического и аналитического методов. Изучаемые здесь факты носят аналитический характер (например площадь треугольника), а доказательства основаны на применении традиционно-синтетического метода. При изучении темы «Площади фигур» используетс ...

Физическое развитие и физическое воспитание
Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки), ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru