Особенности младшего школьного и подросткового возраста

Часто сталкиваясь в своей практике с трудностями, возникающими у детей, педагоги и психологи пытаются анализировать каждую конкретную ситуацию, учитывая при этом общие возрастные особенности ее участников. Основная опора для специалистов - это периодизации возрастного развития. Наиболее общепринятый подход в отечественной психологии - это периодизация Д.Б. Эльконина. И в данной концепции граница между младшей и средней школой является также границей между двумя возрастами - младшим школьным и подростковым. А любые переходы выдвигают специфические проблемы и требуют особого внимания специалистов.

Для того, чтобы выделить основные критерии готовности к переходу в среднюю ступень, необходимо рассмотреть особенности развития ребенка в младшем школьном и подростковом возрастах и выделить те требования, которые предъявляет средняя школа к личности ребенка.

Развитие понимается нами как процесс, опосредованный четырьмя факторами, естественным психофизическим развитием; воспитанием и обучением, как системой целенаправленных воздействий; влиянием социальной среды и собственной социальной деятельностью ребенка. Результатом развития на каждом этапе является освоение новых видов деятельности, новых социальных пространств и новых отношений. Выдвинутая Д.Б. Элькониным гипотеза о периодичности процессов психического развития и построенная на основе ее схема периодизации показывает, что между отдельными периодами существуют связи: каждый предшествующий период имеет функциональное значение для наступления последующего. Каждый период является сензитивным к определенному типу воздействия и к формированию определенных новообразований возраста. Каждый период ставит определенные задачи развития, позитивное разрешение которых способствует более легкому разрешению задач следующего периода. Таким образом, все периоды психического развития взаимосвязаны между собой. Поэтому важным становится успешное прохождение всех этапов психического развития.

Полезная информация:

Адаптация учащихся к командно-игровым формам занятий
Опыт проведения игровых занятий в вузах, техникумах и школах показывает, что начало игры и сам процесс включения в нее доставляют новичкам психологический дискомфорт. Особенно трудно адаптируются к новым видам занятий учащиеся с так называемыми чистыми типами личности - субъективные интерналисты и ...

Исследование уровня развития двигательной активности детей
В предыдущей главе были рассмотрены роль и характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста. Для проверки эффективности разработанного двигательного режима и методов руководства двигательной активностью детей был проведён педагогический эксперимент. Цель: выявить уровень развития д ...

Аудиовизуальная культура и пути ее формирования
Аудиовизуальная культура - область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука - кино, телевидение, видео, системы мультимедиа. Семиотически аудиовизуальные тексты представляют собой знаковые ансамбли, соединяющ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru