Младший школьный возраст

Страница 1

С поступлением в школу происходит изменение социальной ситуации развития. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослыми, опосредованных задачей («ребенок» - «взрослый» - «задача»).

Новая позиция ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил, нести ответственность за их нарушение. Через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяется все остальные отношения со взрослыми и со сверстниками, отношение к себе и самооценка.

Из работ Д.Б. Эльконина известно, что в младшем школьном возрасте ведущей является именно учебная деятельность, т.е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления, играющая важную роль в формировании и развитии таких психических процессов как произвольность, внутренний план действия, рефлексия на собственные действия, на собственное поведение, потребность в активной умственной деятельности, овладение учебными навыками. Согласно Л.И. Божович, учебная деятельность младшего школьника целенаправленна, результативна, обязательна, произвольна. Она служит предметом общественной оценки и потому определяет положение школьника среди окружающих, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие.

В младшем школьном возрасте в центр психического развития ребенка выдвигается формирование произвольности. Произвольность – это сознательная организация и управлением своим действием, деятельностью, поступками, поведением. Впервые произвольность начинает проявляться и формироваться в игровой деятельности дошкольников, где дети через подчинение определенным требованиям, правилам игры учатся управлять своим поведением. Поэтому очень важным для формирования произвольности является этап дошкольного детства, период игры. На протяжении же всего периода младшего школьника, ребенок учится управлять не только своим поведением, но и протеканием психических процессов (мышления, памяти, внимания). Развитие произвольности поведения является одной из центральных линий развития ребенка.

Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что его определяет или им управляет сам субъект; оно не зависит от случайных, вынужденных обстоятельств, а детерминируется только волей самого человека. Именно произвольность делает человека свободным и сознательным хозяином конкретного действия и своей жизнедеятельности в целом. Произвольному действию противостоит действие вынужденное, навязанное извне, независимое от самого субъекта. Воля и произвольность в своих развитых формах функционируют прежде всего в самостоятельной, свободной деятельности человека. Цели, намерения и способы их реализации должны приниматься самим человеком, а не задаваться кем-то извне. Поведение, продвижение к цели, замыслу должно быть обусловлено внутренним интересом человека.

Однако здесь возникает естественный вопрос: как появляется эта способность сознательно ставить цели и действовать в их направлении? Очевидно, эта способность предполагает, прежде всего, осознание своих целей (т.е. знание того, чего я хочу) и своего поведения (что и как я для этого делаю) т.е. она предполагает определенный уровень развития самосознания, рефлексии .

Способность к рефлексии – есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Предметом рефлексии в младшем школьном возрасте, является внешний мир, результаты действий, направленных на окружающую действительность. Эта способность позволяет осознавать свои цели и намерения, а также определять границы собственных действий, границы между тем, что я знаю и умею, и тем чего я не знаю и не умею.

Вторая составляющая умения учиться – способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, и способами проб.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Особенности коррекционной работы при неречевой симптоматике дизартрии
Для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и гло ...

Понятие деятельности
Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую теорию деятельности создали немецкие классики – философы К ...

Определение символизации
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решают ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru