Основные принципы и методы коррекционной работы

Страница 8

Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Сначала смешиваемые ребенком звуки дифференцируются в самых разнообразных типах слогов (са—ша, ас—аш, сто—што и т. п.), которые должны произноситься им без всяких звуковых замен, затем — в словах (санки—шапка, миска—мишка), предложениях (типа широко известного шла саша по шоссе и сосала сушку) и связных текстах, включающих оба смешиваемых звука.

Работа по развитию дифференциации звуков на этом этапе предполагала:

использование картинок, названия которых анализировались на графических схемах слов. Ребенок, выделяя звуки из слова, выкладывал фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку;

игровых ситуаций («Живые звуки», «Куда спрятали звук?», «Озорные звуки» и т. д.).

Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации, и заключалась она, во-первых, в систематическом контроле правильности выполнения ребенком логопедических заданий, включая и письменные, и, во-вторых, в постоянном контроле его речи в обычных жизненных ситуациях — до полного исчезновения в ней звуковых замен.

Каждая из стадий коррекции включало участие родителей. Наиболее эффективной, эмоционально яркой, а потому и часто используемой формой работы было проведение совместных занятий с участием ребенка и родителя. Занятия основного этапа по постановке, автоматизации, дифференциации звуков проводились с использованием игр, изготовленных совместно родителями и детьми. Это оказывало положительный эффект на продуктивность занятия.

Для работы родителей и детей дома были предложены следующие задания: выполнение заданий по логопедической тетради; заданий по карточкам, развивающим графо-моторные навыки, оптико-пространственные представления; изготовление совместно настольных игр на автоматизацию и дифференциацию звуков; использование словесных игр.

Доминирующей при этом стала тактика активного включения освоенных речевых эталонов в ситуацию естественного общения, т.е. такая организация совместной деятельности взрослых и детей, которая стимулировала бы последних к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков: посильный труд, занятия изобразительной и конструктивной деятельностью, лепкой и игра.

Эти виды деятельности обеспечивают полноценную мотивацию речи, так как в них не просто формально закрепляются заданные речевые конструкции – речь оказывается мотивированной теми действиями, которые ребенок выполняет и тем самым воспринимается им не как упражнение, а как необходимость.

Эффективность взаимодействия с родителями определяется психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом, который проводит с ними

дифференцированную (с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей),

индивидуализированную работу, ориентированную на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым трудностям ребенка и пр.,

помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи,

превращению семьи в активного субъекта коррекционного процесса и осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.

Заключительный этап коррекционно-речевой работы предполагает качественную оценку результатов проведенного совместного логопедического воздействия, а у старших дошкольников дополнительно и определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы.

Обычно проведение итоговой психолого-логопедической диагностики и сравнение наличных достижений, в общем и речевом развитии ребенка с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Подбор игрового материала
Подбор игрового материла для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и ...

Урок как форма организации учебного процесса в школе
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах). Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимо ...

Учебная программа как носитель учебного содержания
Учебная программа – это нормативный документ, в котором отчёркивается базовый круг основных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приёмов обучения, спе ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru