Основные принципы и методы коррекционной работы

Страница 5

Развитие физиологического и речевого дыхания.

Работа начиналась с развития длительного выдоха без участия речи. С этой целью родителям были предложены на тренингах игровые приемы (Игра «Кораблик», «Кувшинка», «Толстяк – Худенький», «Загони мяч в ворота», и др.) для совместного выполнения с детьми.

После сформированности у детей плавного длительного выдоха, вводились голосовые упражнения для развития речевого дыхания, развивающие силу, тембр и высоту голоса: на гласных, а затем на длительном выдохе – фразы («Немое кино», «Зоопарк»). На совместных занятиях родителя и ребенка по развитию физиологического дыхания, силе и направлению воздушной струи родители вносили элемент соревнования, тем самым стимулируя детей к правильному выполнению упражнений «Кто спрятался?», «На чьем деревце танцуют листочки?» и т.д.(прил.3)

II стадия

На этой стадии логопедическая работа проводилась по следующим направлениям:

Развитие артикуляторной моторики и уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков.

На второй стадии было продолжено развитие кинестетических ощущений, уточнение движений языка, губ. Все артикуляционные упражнения выполнялись по подражанию перед зеркалом с использованием картинок-символов. Развитие кинестетических ощущений осуществлялось посредством включения в работу стилизованных изображений «Сказки о веселом язычке», дидактического пособия – макета «Веселый язычок», которые помогали детям постепенно сформировать представления о правильном положении органов артикуляции при произношении заданного звука. При подготовке артикуляционного аппарата к произнесению звука мы предлагали проводить артикуляционную гимнастику и родителям, тем самым они своим примером вовлекали детей в работу.

Развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза

Дети, научившись на предварительной стадии различать слова, близкие по звуковому составу продолжали закреплять это умение и учились различать слоги:

Логопед произносит слоговой ряд, например: «на – на – на – па», а дети должны определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на – но - на», «ка – ка - га - ка», «па – ба – па - па» и т.п.

Затем дети учатся различать фонемы родного языка:

Начинать следует с дифференциации гласных звуков.

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив дифференциацию гласных звуков, дети хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, в дальнейшем аналогично проводится работа по дифференциации согласных фонем. Обучение навыкам элементарных форм фонематического анализа и синтеза проходило на совместных занятиях, где родители и дети предлагали друг другу игровые задания и находили пути решения, используя разнообразные дидактические пособия: «Поющие лягушки», «Веселые звукарики», «Пирамида», «Слоговой поезд» и др.

Задачей этой стадии работы стало формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; умения отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Выделенные направления логопедической работы необходимо реализовывать параллельно.

Перечисленные направления коррекционной работы I и II стадии проводились как в рамках индивидуальных, так и фронтальных занятий, на примере более сложных заданий.

III стадия — коррекция нарушенных звуков речи.

Нами были специально подобраны и упорядочены задания для каждой стадии работы в соответствии с методическими требованиями, а именно: постепенно нарастала сложность заданий, лексический материал был подобран с учетом системного нарушения речи и других нарушений звукопроизношения с учетом ведущего вида деятельности (в игровой форме), а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Подобранный лексический материал способствовал обогащению активного словаря, грамматического строя речи дошкольников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой
Педагогическое мастерство учителя оценивается учениками на протяжении всех лет обучения, но наиболее важен он в начальной школе, когда ребенок наиболее активно познает мир и окружающих его людей, когда в силу своих психологических возрастных особенностей он наиболее доверчив и восприимчив. В формир ...

Сущность символизации
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяют педагогу подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспита ...

Органы управления современной школы
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru