Основные принципы и методы коррекционной работы

Страница 12

4. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

5. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком, а также отсутствие звука или замена близким по артикуляции, последняя создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

6. В зависимости от группы нарушенных звуков и формы нарушения строится коррекционная работа. Она состоит из четырех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации.

7. Необходимым условием повышения эффективности коррекционной работы является активное включение в этот процесс родителей детей с речевыми нарушениями, в частности, детей с общим недоразвитием речи.

Экспериментальная часть данного исследования проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения № 222 компенсирующего вида в период с 11. 09. 2011 по 25. 12. 2011 года. В нем принимали участие 10 детей пяти лет с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня. Параллельно с логопедическим обследованием детей проходила диагностика их родителей с целью определения степени их готовности к сотрудничеству с логопедом в коррекционной работе с детьми. Исходя из полученных результатов эксперимента, родители воспитанников были разделены на группы: с высоким уровнем мотивации, средним и низким.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей, помимо прочих нарушений речи, наблюдается несформированность звукопроизношения. Среди дефектов фонетической стороны речи преобладали нарушения по типу: замены, отсутствие и искажение звуков в группах свистящих, шипящих и соноров.

Поэтому цель коррекционной работы заключалась в постановке и автоматизации нарушенных звуков в слогах, словах и связной речи.

Была разработана и апробирована система взаимодействия учителя-логопеда и родителей, направленная на преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

По окончании коррекционной работы было проведено повторное обследование звукопроизношения с целью выявления эффективности предложенной системы взаимодействия.

В ходе него было выявлено, что дети правильно произносят звуки из группы свистящих и шипящих изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях.

Кроме того, необходимо наметить перспективы дальнейшего исследования звукопроизношения у детей пяти лет с общим недоразвитием речи:

данные звуки нуждаются в автоматизации в предложениях, стихах и связной речи.

по окончании коррекции сигматизма свистящих и шипящих перейти к постановке и автоматизации звуков [р], [р’] и [л], [л’]

Таким образом, в результате проведенной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения представленной в виде системы взаимодействия учителя-логопеда и родителей были получены положительные результаты в развитии звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Мы считаем, что представленная система коррекционно - логопедического взаимодействия - сотрудничества учителя-логопеда и родителей по преодолению нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволит успешно осуществлять формирование и развитие фонетической стороны речи. Представленная нами система не исчерпывает актуальность проблемы подготовки родителей для повышения коррекционной направленности воспитания в семье детей с общим недоразвитием речи и требует поиска новых возможностей.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 

Полезная информация:

Особенности лексической стороны речи у детей с ОНР
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В работах ...

Основные операции над векторами
В различной литературе понятие вектор вводится по-разному. Так в учебнике Погорелова А.В. дается следующее определение: «Вектором мы будем называть направленный отрезок (рис. 1). Направление вектора определяется указанием его начала и конца. На чертеже направление вектора отмечается стрелкой.» В по ...

Прагматическая педагогика Джона Дьюи
Джон Дьюи (1859—1952) — американский философ, психолог и педагог, видный представитель прагматизма (от греческого pragma—дело, действие; философия действия), ведущего направления в философии и педагогике в Соединенных Штатах Америки. В качестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru