Диагностика развития предметной деятельности

Образование и воспитание » Ведущая деятельность в раннем возрасте » Диагностика развития предметной деятельности

Страница 1

При диагностике предметной деятельности у детей третьего года жизни основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познава­тельная активность и включенность в общение с взрослым. Поскольку харак­терной чертой предметной деятельности детей в конце раннего возраста ста­новится ее целенаправленность, этот параметр добавляется к перечислен­ным выше при диагностике детей старше 2,5 года.

Охарактеризуем параметры и показатели предметной деятельности на данном возрастном этапе.

Виды действий с предметами. Показателями данного параметра вы­ступают:

- ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия;

- культурно-фиксированные действия.

Эти показатели отражают уровень овладения ребенком предметной дея­тельностью, наличие у него представлений о назначении окружающих пред­метов и умения ими пользоваться.

Познавательная активность.

Показателями данного параметра явля­ются:

- эмоциональная вовлеченность в деятельность. Этот показатель отража­ет степень интереса ребенка к предметам, действиям с ними, к задаче, пред­ложенной взрослым. Он характеризует мотивационно-потребностную сторону деятельности;

- настойчивость в деятельности. Данный показатель характеризует же­лание и способность ребенка преодолеть трудности, возникшие при выполне­нии предметного действия, найти необходимый способ решения предметной задачи, в том числе с помощью взрослого;

- стремление к самостоятельности в деятельности. Этот показатель отражает особое отношение ребенка к самостоятельному действию, выявляет его желание быть независимым от взрослого.

Включенность в общение с взрослым.

Показатели данного парамет­ра:

- стремление воспроизводить образец действия. Данный показатель от­ражает меру освоения ребенком предметной деятельности с точки зрения достижения правильного результата, образец которого задает взрослый,

- ориентация на оценку взрослого. Этот показатель свидетельствует о важ­ности для ребенка оценки его действий взрослым и о способности использо­вать эту оценку для достижения результата;

- речевое сопровождение деятельности. Данный показатель показывает умение ребенка с помощью вербальных средств получить одобрение, помощь взрослого, разделить с ним впечатление от совместной деятельности.

Целенаправленность в предметной деятельности.

Этот параметр отражает способность ребенка самостоятельно удерживать цель деятельно­сти и его стремление к получению правильного результата предметной дея­тельности. Он характеризует уровень развития предметной деятельности ре­бенка в конце раннего возраста.

Описание диагностических ситуаций

Ситуация 1. «Знакомые предметы».

Цель: выявление уровня развития операциональной стороны предметной деятельности.

Организация предметной среды. На столик выкладывают три разных предмета, хорошо известных ребенку по повседневной жизни: расческу, на­ручные часы, щетку для чистки одежды. В случае необходимости набор пред­метов можно менять, помня, однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит за столи­ком, взрослый располагается рядом с ребенком и выкладывает на столик предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ре­бенка и фиксирует соответствующие данные в протоколе.

Если ребенок не называет предметы, не действует с ними либо соверша­ет неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расчес­ку, возит щетку по полу как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает. «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и просит повторить его. После выполнения правильного действия взрослый хвалит малыша: «Правильно, молодец!»

Поведение ребенка регистрируется в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрируются в графе «Знакомые предметы». В протоколе обводится кружком тот балл, которой соответствует выраженности регистри­руемого параметра. (Формы протоколов приведены ниже.)

Ситуация 2. «Незнакомый предмет».

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Разработка учебно-технической документации
Учебно-техническая документация имеет большое значение в профессиональном обучении. К ней относятся: чертежи, эскизы, схемы, учебно-технические и учебно-технологические требование, инструкционные и технологические карты, опорные конспекты, карточки задания и т. д. Инструкционная карта – это форма п ...

Экспериментальное изучение проблемы нарушения грамматического строя речи у детей с III уровнем ОНР у детей
Основные направления коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с III уровнем ОНР. Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогическ ...

Анализ деятельности средней общеобразовательной школы п. Сергиевский Коломенского района по развитию творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы
Муниципальное образовательное учреждение Сергиевская средняя общеобразовательная школа расположена на территории поселка Сергиевский Коломенского района. Школа ведет свою историю с 1840 г., являясь правопреемницей Парфентьевской средней школы, старейшей в районе. До перехода в 1868 году в ведение з ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru