Включенность ПД в общение с взрослым |
Стремление воспроизводить образец действия |
Отсутствует ребенок игнорирует образец правильного действия, пред почитает действовать по- своему Слабое ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему Среднее ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца Сильное ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец |
0 1 2 3 |
Ориентация на оценку взрослого |
Отсутствует ребенок не ориентируется на оценку взрослого Слабая выраженность ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки Средняя выраженность ребенок ищет оценку взросло- го, но не всегда учитывает ее в своих действиях Высокая выраженность ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях |
0 1 2 3 | |
Речевое сопровождение деятельности |
Отсутствует |
0 | |
ребенок не сопровождает действия речью Слабое ребенок редко пользуется речью Выраженное ребенок активно пользуется речью |
1 2 | ||
Целенаправленность |
Отсутствует ребенок не стремится достигнуть правильного результата Слабовыраженная ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель Ярко выраженная ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия |
О 1 2 |
Анализ результатов и составление заключения
Высокий уровень развития ПД
При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров в большинстве проб имеют высокие баллы.
Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для малышей от 2 до 2,5 года эти показатели должны оцениваться не ниже, чем 1 балл, для детей старше 2,5 лет -не ниже, чем 2 балла.
Так, при оценке показателя «Речевое сопровождение деятельности» следует иметь в виду, что для ребенка до 2,5 года достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень развития ПД, характерны развернутые речевые высказывания.
Средний уровень развития ПД
Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.
Низкий уровень развития ПД
Низкий уровень развития ПД отмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «О баллов».
Ребенок с низким уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.
Высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода психического развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистам-медикам.
Полезная информация:
Формирование связной монологической речи в онтогенезе
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога перехо ...
Задачи трудового воспитания
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно - направленных мотиво ...
Принцип систематичности и последовательности в воспитании и обучении
Он требует формирования у учащихся системы знаний, а не просто суммы сведений из разных паук, формирования мировоззрения как системы знаний и отношений личности к окружающей действительности. «Как в природе все сцепляется одно с другим, - утверждал Я.А.Коменский, - так и в обучении нужно связыват ...