Диагностика развития предметной деятельности

Образование и воспитание » Ведущая деятельность в раннем возрасте » Диагностика развития предметной деятельности

Страница 2

Цель - выявить степень любознательности ребенка (интерес к исследо­ванию нового, необычного, стремление найти верный способ решения практи­ческой задачи).

Организация предметной среды. На столик выкладывается незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок для проявления фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробоч­ка. Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.

Процедура проведения диагностической пробы Взрослый ставит на сто­лик предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. В течение 2-3 минут взрослый остается пассивным, не вступает общение с ребенком, не стимули­рует его активности, не объясняет, как действовать с предметом. Если ребе­нок пытается открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или обращается за помощью либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее, взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку. Он показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает неправильные.

В протоколе в графе «Незнакомый предмет» фиксируются соответствую­щие параметры предметной деятельности.

Ситуация 3. «Действия по образцу»

(проводится только с детьми 2,5-3 лет)

Цепь: выявление целенаправленности и самостоятельности ребенка в предметной деятельности.

Организация предметной среды и рекомендуемый набор предметов:

пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов. Можно также использовать деревянную пирамидку в форме собачки (солдати­ка, матрешки, башни и пр.);

пластмассовый конструктор с жестким креплением для постройки домика (типа «Лего»).

Процедура проведения диагностики:

Проба 1. «Грузовичок», «Пирамидка».

Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребен­ку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Проба 2. «Конструктор»

Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться». Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуй­ста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет по­строить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько, ребенок стремится воплотить замысел.

В каждой пробе взрослый одобряет правильные действия ребенка и по­рицает неправильные. При этом взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».

Протокол регистрации параметров предметной деятельности

у детей от 2 до 2,5 года

Фамилия, имя ребенка ., Возраст Дата обследования…

Параметры ПД

Показатели параметров

Ситуации

«Знакомые предме­ты»

«Незнакомый предмет»

Индиви­дуальная деятель­ность

Совмест­ная дея­тель­ность

Виды действий

Ориентировочные и манипулятивные действия

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Культурно-фиксированные действия

0

2

0

2

Не фиксируют­ся

Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

0

1

2

0

1

о

0

1

Настойчивость

Не фикси­руется

Не фикси­руется

0

1

2

Стремление к самостоятельности

Не фикси­руется

Не фикси­руется

0

1

2

3

Включенность в общение с взрослым

Стремление вос­производить обра­зец действия

Не фикси­руется

0

1

2

3

0

1

2

3

Ориентация на оценку взрослого

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

Речевое сопрово­ждение деятель­ности

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности, способствующие проявлению и развитию социальной компетентности студента
В условиях изменившейся парадигмы образования, когда главным стало не только наличие у выпускника определённой суммы знаний, умений и навыков, а его личностные «приращения», социальная компетентность приобретает всё большую значимость. Социальная компетентность определяет весь жизненный путь челове ...

Нарушение лексико-грамматического строя речи
У детей с нарушениями интеллекта отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. По данным Е. В. Мальцевой, грубое недоразвитие лексики имеет место у 8,8% младших школьников, что составляет 22,5% от количества детей с ЗПР, имеющих дефекты речи.Основными характерными че ...

Руководство сюжетно-ролевой игрой
В условиях детского сада игра — одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, — игра и труд, игра и занятие. Результаты ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru