Основные принципы и методы коррекционной работы

Страница 6

Коррекционная работа на третьей стадии включала в себя:

постановку звуков

автоматизацию звуков в слогах; словах; введение звука в связную речь

дифференциацию звуков по сходным артикуляционно-акустическим признакам

Каждый из этапов коррекции предполагал участие родителей.

Постановка звуков

Задачи этого этапа III стадии реализовывались на индивидуальных занятиях, с активным участием родителей.

Особенностью этой работы являются:

максимальное включение анализаторов,

актуализация ощущений разной модальности, а также

использование максимальной и разнообразной наглядности.

Так, постановке звука помогали зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа «Веселый язычок», кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливались в правильном положении при помощи зонда, шпателя. Широко использовались в работе схемы, игровые упражнения, технические средства – модули из блока «Звукопроизношение» компьютерной игры «Игры для Тигры».

При постановке звука по подражанию детям демонстрировались картинки-символы. Так, ребенку при постановке звука [ш] было показано, как шипит гусь, изображенный на картинке. Особое внимание обращалось на положение языка в форме ковшика, округленных губ, направление воздушной струи посередине языка. Затем давалось задание повторить звукоподражание перед зеркалом. В случае постановки звуков с механической помощью постановка проводилась в виде игры, в ходе которой закреплялся артикуляционный уклад. На этапе постановки звуков продолжается развитие фонематического анализа и синтеза. Дети учились выделять отрабатываемый звук на фоне других звуков (Игра «Поймай звук [ш]»), в слове (Игра «Подними руку», «Сигнальщики»), определять его место (Игра «Зажги свет в окошке»), дифференцировать от других звуков (Игра «Хлоп – топ»).

Автоматизацию звуков в слогах; словах; введение звука в связную речь;

Этап автоматизации звука, с точки зрения физиологической представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности дифференциации правильного и неправильного артикуляторного уклада. Она осуществляется по принципу от «простого к сложному». Большое внимание на занятиях этапа автоматизации уделяется выделению звуков на слух. Причем изучаемый звук (например, с) обязательно сравнивается со всеми звуками, в том числе и с теми, которые дети еще не могут правильно произносить. Это является одним из условий спонтанного появления новых звуков, с одной стороны, а с другой — ускоряет и облегчает последующий процесс, связанный с дифференциацией звуков.

Так, для различения, например, на слух звука с логопед предлагает послушать ряд звуков: с, з, с, ц, с, ш, с, щ, ц и вычленить из него изучаемый. Далее дети в ряду слов определяют слова только со звуком с. Сначала предлагаемый ряд состоит из 2—3 слов с «далекими» звуками (сумка, ракета, кубик). Затем постепенно количество слов увеличивается, а сами слова становятся более сложными по звуковому составу (шапка, сумка, цапля, заяц, щетка).

Постепенно логопед подводит детей к выполнению ряда заданий: отобрать картинки с заданным звуком (сначала при активной помощи логопеда), затем придумать слова с этим звуком.

Здесь же проводится работа над фонематическим анализом слов, который способствует большей эффективности процесса автоматизации, так как требует четкого и быстрого определения звуковой структуры слова. Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков осуществлялось обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, формирование пространственной ориентировки.

Этот этап коррекции звуков нашел применение, как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда наруш ...

Система оценивания и стимулирования игрового занятия
На протяжении всей игры деятельность студентов стимулируется. Назначение слабого стимулирования - привлечь внимание студентов к процессу игры с последующим переключением его на предмет игры. Деятельность игровых команд оценивается в баллах за каждый вопрос, ответ и рецензию. На этапе рефлексивного ...

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста посредствам сенсорного воспитания
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих художественных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ­ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко­льном детстве. Изобразительная деятельность дошкольников з ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru