Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Страница 10

– Развитие мелкой моторики – на 1-3 эпикризных срока.

– Игра отстает на 2-3 эпикризных срока.

– Развитие движений имеет норму или отстает на 1 эпикризный срок от нормы.

– Навыки самообслуживания имеют норму или отстают на 1 эпикризный срок.

Эти показатели говорят не только о замедленном темпе развития, но и о наличии пограничных состояний у детей Дома ребенка.

Исследуя медицинские карты и карты нервно-психического развития воспитанников Дома ребенка, мы заметили некую закономерность – дети, поступившие в учреждение в младенческом возрасте (отказ в роддоме от малышей) имеют более высокие показатели в нервно-психическом развитии, в отличие от детей, поступивших в Дом ребенка в возрасте 1-2-х лет.

Это говорит о том, что специалисты Дома ребенка ведут коррекционную работу по преодолению задержки развития.

Сравним показатели нервно-психического развития.

Саша, возраст 3 года. Поступил в Дом ребенка в возрасте 1 год 6 мес.

1. Понимание речи – 1 год 9 мес.

2. Активная речь – 1 год 6 мес.

3. Сенсорное развитие – 1 год 6 мес.

4. Развитие мелкой моторики – 1 год 9 мес.

5. Развитие игры – 2 года.

6. Конструктивная и изобразительная деятельность – 1 год 9 мес.

7. Движения – 2 года 6 мес.

8. Навыки – 2 года.

По этим данным можно построить график профиля нервно психического развития ребенка в возрасте 3 лет (рис.1).

Рис.1. График профиля нервно-психического развития ребенка в возрасте 3 года

Таким образом, соотнося график структуры нервно-психического развития с условной нормой, можно отметить выраженное отставание всех звеньев, в сочетании с существенным (на 4 эпикризных срока) отставанием в сенсорном развитии и в речевой деятельности.

Олег, возраст 2 года 8 мес. Находится в Доме ребенка с рождения.

1. Понимание речи – 1 год 9 мес.

2. Активная речь – 1 год 9 мес.

3. Сенсорное развитие – 2 года.

4. Развитие мелкой моторики – 1 год 9 мес.

5. Развитие игры – 2 года.

6. Движения – 2 года 6 мес.

8. Навыки – 2 года 6 мес.

По этим данным можно построить график профиля нервно-психического развития ребенка в возрасте 2 года 8 мес.(рис.2).

Анализируя результаты нервно-психического развития ребенка в возрасте 2 года 8 мес. и сравнивая их с установленной нормой, можно отметить отставание в развитии речи и мелкой моторики на 2 эпикризных срока, отставание в сенсорном развитии и в игровой деятельности на 1 эпикризный срок, развитие движений и навыков соответствует норме.

Рис.2. График профиля нервно-психического развития ребенка в возрасте 2 года 8 мес

Сравнивая результаты нервно-психического развития детей (Саши и Олега), мы видим, что ребенок, поступивший в Дом ребенка с рождения, в своем развитии менее отстает от нормы, чем ребенок, поступивший в учреждение в возрасте 1 год 6 мес. из неблагополучной семьи.

Исходя из наблюдений, мы поделим экспериментальную группу на две подгруппы:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Контрольная диагностика готовности к переходу в среднюю школу, детей участвующих в эксперименте
В контрольном исследовании принимали участие те же дети младшего школьного возраста, которые участвовали в нашем формирующем эксперименте (8 человек), а также дети не участвующие в нашем эксперименте (8 человек). Перед нами стояла задача фиксации изменений в мотивационной сфере, уровня самостоятель ...

Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки. 1. Возрастание требований к специалис ...

Дидактические условия применения информационных технологий обучения в ВУЗе
Анализ педагогической практики и передового опыта применения ИТО в системе профессиональной подготовки специалистов, а также результаты проведенного в Военном институте правительственной связи экспериментального обучения с использование фрагментов компьютеризированных учебников и компьютерных лабор ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru