Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Страница 10

– Развитие мелкой моторики – на 1-3 эпикризных срока.

– Игра отстает на 2-3 эпикризных срока.

– Развитие движений имеет норму или отстает на 1 эпикризный срок от нормы.

– Навыки самообслуживания имеют норму или отстают на 1 эпикризный срок.

Эти показатели говорят не только о замедленном темпе развития, но и о наличии пограничных состояний у детей Дома ребенка.

Исследуя медицинские карты и карты нервно-психического развития воспитанников Дома ребенка, мы заметили некую закономерность – дети, поступившие в учреждение в младенческом возрасте (отказ в роддоме от малышей) имеют более высокие показатели в нервно-психическом развитии, в отличие от детей, поступивших в Дом ребенка в возрасте 1-2-х лет.

Это говорит о том, что специалисты Дома ребенка ведут коррекционную работу по преодолению задержки развития.

Сравним показатели нервно-психического развития.

Саша, возраст 3 года. Поступил в Дом ребенка в возрасте 1 год 6 мес.

1. Понимание речи – 1 год 9 мес.

2. Активная речь – 1 год 6 мес.

3. Сенсорное развитие – 1 год 6 мес.

4. Развитие мелкой моторики – 1 год 9 мес.

5. Развитие игры – 2 года.

6. Конструктивная и изобразительная деятельность – 1 год 9 мес.

7. Движения – 2 года 6 мес.

8. Навыки – 2 года.

По этим данным можно построить график профиля нервно психического развития ребенка в возрасте 3 лет (рис.1).

Рис.1. График профиля нервно-психического развития ребенка в возрасте 3 года

Таким образом, соотнося график структуры нервно-психического развития с условной нормой, можно отметить выраженное отставание всех звеньев, в сочетании с существенным (на 4 эпикризных срока) отставанием в сенсорном развитии и в речевой деятельности.

Олег, возраст 2 года 8 мес. Находится в Доме ребенка с рождения.

1. Понимание речи – 1 год 9 мес.

2. Активная речь – 1 год 9 мес.

3. Сенсорное развитие – 2 года.

4. Развитие мелкой моторики – 1 год 9 мес.

5. Развитие игры – 2 года.

6. Движения – 2 года 6 мес.

8. Навыки – 2 года 6 мес.

По этим данным можно построить график профиля нервно-психического развития ребенка в возрасте 2 года 8 мес.(рис.2).

Анализируя результаты нервно-психического развития ребенка в возрасте 2 года 8 мес. и сравнивая их с установленной нормой, можно отметить отставание в развитии речи и мелкой моторики на 2 эпикризных срока, отставание в сенсорном развитии и в игровой деятельности на 1 эпикризный срок, развитие движений и навыков соответствует норме.

Рис.2. График профиля нервно-психического развития ребенка в возрасте 2 года 8 мес

Сравнивая результаты нервно-психического развития детей (Саши и Олега), мы видим, что ребенок, поступивший в Дом ребенка с рождения, в своем развитии менее отстает от нормы, чем ребенок, поступивший в учреждение в возрасте 1 год 6 мес. из неблагополучной семьи.

Исходя из наблюдений, мы поделим экспериментальную группу на две подгруппы:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников
Термин "полевая" экология не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования автором данной статьи в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, которые помогают учащимся непосред ...

Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы
В результате модернизации общеобразовательной школы существенные изменения произошли в современном начальном образовании: в содержании, в общем характере и стиле педагогического процесса. Наблюдения на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают пос ...

Особенности методического и технологического обеспечения
Большинство уроков труда и кружков моделистов посвящаются работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Изготовление моделей, поделок из бумаги и картона – труд ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru