Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Страница 11

1 группа (ЭГ-1) – дети, находившиеся в Доме ребенка с рождения.

2 группа (ЭГ-2) – дети, поступившие в Дом ребенка из неблагополучных семей в возрасте 1-2-х лет.

В первую экспериментальную группу (ЭГ-1) входят:

1. Паша 2 года 9 мес.

2. Зоя 2 года 10 мес.

3. Вика 2 года 6 мес.

4. Олег 2 года 8 мес.

5. Ксюша 2 года 10 мес.

Во вторую экспериментальную группу (ЭГ-2) входят:

1. Саша 3 года

2. Артем 2 года 11 мес.

3. Виталик 2 года 11 мес.

4. Катя 2 года 11 мес.

5. Илья 2 года 9 мес.

Таким образом, анализ медицинской документации позволяет сделать вывод о том, что различные нарушения в развитии детей обусловлены разнообразными факторами. Среди причин ведущую роль играют факторы, определяющие здоровье матери, такие как наличие у них хронических заболеваний, вредных привычек, осложнения в течении беременности.

Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих органов и систем организма, в первую очередь, нервной системы.

На втором этапе констатирующего эксперимента мы проводили углубленное изучение психомоторного развития детей Дома ребенка.

Обследование проводилось по диагностическим заданиям (Приложение 1). Всего 10 заданий. Каждое задание оценивается по четырех бальной системе от 1 до 4-х баллов.

Многолетний опыт работы по психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста показывает, что показателем умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания; понимание условий этого задания; способы выполнения – пользуется ли ребенок практической ориентировкой (методом «проб» или практическим примериванием); обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

В соответствии с этими показателями и количеством баллов, обследуемых детей условно можно выделить в следующие группы.

Первую группу (10-12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с педагогом; они не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно.

Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений.

Во вторую группу (13-23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но самостоятельную игру организовать не могут; они включаются в совместную игру со взрослым, выполняя некоторые процессуальные действия с игрушками.

В процессе самостоятельного выполнения практических задач у них отмечаются в основном хаотические действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу «проб»). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности: интерес, орудийные действия, зрительно двигательная координация.

Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений.

Третью группу (24-33 балла) составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками, включаются в совместную игру со взрослым и могут выполнить самостоятельно предметно-игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу «проб»). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Полезная информация:

Математические методы познания
Математическое моделирование Большинство психологов под «моделью» понимают систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия («гомоморфизм») позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изуч ...

Современное использование видеоматериалов на уроках
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладаю значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше ...

Теоретические и эмпирические методы исследований
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru