Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Страница 9

Причиной физической ослабленности, отставания в моторном развитии и, в связи с этим, отставания в развитии психических процессов, могут быть такие болезненные проявления, как анемия, рахит. У 80% детей экспериментальной группы эти заболевания наблюдаются. У таких детей с задержкой развиваются адекватные формы общения, подражательной деятельности, что, в свою очередь, обуславливает частоту отставания в речевом развитии, а также задержку созревания интегративных функций. В раннем возрасте это зрительно-моторная координация, игровая деятельность.

Особенно неблагоприятные условия для развития создаются при сочетании соматической ослабленности с недостатками воспитания, как это имеет место у детей, родившихся в условиях семейного алкоголизма. В настоящее время доказано, что пьянство родителей, даже в самой «безобидной форме», оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Дети, родившиеся в условиях алкоголизма, отличаются повышенной подверженностью инфекционным и простудным заболеваниям.

Нежелательная беременность (50% матерей отказываются от детей в роддоме) приводит к искажению жизненно важного воздействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных связей между ними. В большинстве случаев у будущих матерей во время такой беременности наблюдаются психические нарушения, истероформные реакции, обострения психических, соматических, хронических заболеваний.

Как правило, такие женщины пытаются прервать беременность или просто не думают о будущем ребенка, злоупотребляют алкоголем, наркотиками и прочее. Ю.Ф. Поляков считает, что в подобных случаях происходит разрыв ребенка с матерью и возникает депривация младенцев.

В Дом ребенка попадают дети, лишенные материнской заботы. При лишении общения с близким взрослым, которым чаще всего является мать, возникает отдельный вид депривации, названный материнской. У детей из Дома ребенка отсутствует базовое доверие к миру.

Для его возникновения необходимы два условия, которых лишены дети этой категории: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Итак, у всех детей, воспитывающихся в Доме ребенка с самого рождения, и детей, попавших в учреждение в несколько позднем возрасте и переживших разлуку с матерью, присутствует материнская депривация.

Основными симптомами материнской депривации является резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в :

– отсутствии сформированности речи;

– отставании в умственном развитии;

– трудностях в установлении прочных взаимоотношений со взрослыми;

сниженном общем коэффициенте развития.

Знакомясь с картами нервно-психического развития детей, составленными специалистами Дома ребенка, мы обратили внимание на то, что дети значительно отстают в развитии по показателям их возраста от нормы.

– Так по показателям развития активной речи малыши отстают от нормы на 3-4 эпикризных срока.

– По показателям развития понимания речи отстают на 2-3 эпикризных срока.

– В сенсорном развитии дети отстают также на 3-4 эпикризных срока.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Полезная информация:

Условия успешной организации рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе
В настоящее время в современной школе компонентом содержания образования являются предметные знания, умения, навыки, выделенные по областям науки. В педагогике и в практике образования уже остро поставлен вопрос о необходимости сдвига от содержания общего образования, понимаемого как знание содержа ...

Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы
В результате модернизации общеобразовательной школы существенные изменения произошли в современном начальном образовании: в содержании, в общем характере и стиле педагогического процесса. Наблюдения на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают пос ...

Описание констатирующего этапа опытно-эспериментальной работы. Диагностика подростков
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе общеобразовательной школы № 49 г. Орска. На первом этапе исследования, подросткам 9 А класса была предложена анкета "Что вы знаете о здоровом образе жизни" (Приложение А), состоящая из 14 вопросов направленных на выявление ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru