При исследовании степени сформированности речи используются специальные методики (Ю.Ф. Гаркуша, Н.В, Серебрякова), направленные на обследование как импрессивной, так и экспрессивной речи.
При исследовании импрессивной речи обращается внимание на понимание ребенком конкретных инструкций, значений слов, обозначающих предметы и действия. Ребенку предлагаются игрушки, предметные и простые сюжетные картинки. При этом дифференцируется объем понимания существительных и глаголов. Обследуется также понимание предложений различной степени сложности с опорой на картинку и только по слуху. С этой целью оценивается понимание инструкций.
При оценке экспрессивной речи ребенка просят ответить на простые вопросы, назвать предметы и действия, составить предложения.
Исследование речи детей включает следующие разделы:
1. Обследование импрессивной стороны речи:
Понимание речи на уровне диалога. (Как тебя зовут? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть игрушками?);
Понимание инструкций (ребенку предлагают выполнить то, о чем его просят; используются однократные инструкции и включающие два взаимосвязанных действия: возьми мяч; дай куклу; брось мяч на пол – всего 10 инструкций);
Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
Понимание фраз (перед ребенком выкладываются сюжетные картинки, ребенку предлагается показать картинку, названную экспериментатором – всего 10 фраз);
Понимание форм единственного и множественного числа существительных (кукла-куклы, мяч-мячи).
2. Обследование экспрессивной стороны речи:
Диалог (возможность речевого общения ребенка, общая характеристика речи – отсутствует, лепетная, речь отдельными словами, фразовая речь);
Изучение активного словаря существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Животные»);
Изучение глагольного словаря (назвать по картинкам, что делает мальчик? ест, пьет, спит, рисует и т.д.);
Изучение возможности ребенка к использованию фразовой речи;
Употребление форм существительных множественного числа существительных в именительном падеже.
Таким образом, в процессе исследования логопед использует различные методы: наблюдение, беседу, совместную игровую деятельность с ребенком.
II.3. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ
Наша экспериментальная работа проходила в три этапа.
1 этап – знакомство с медицинской документацией.
2 этап – изучение психомоторного развития детей Дома ребенка.
3 этап – обследование речи детей раннего дошкольного возраста.
Знакомясь с медицинской документацией воспитанников Дома ребенка мы видим, что матери малышей, чаще всего, не обследуются в женских консультациях во время беременности (50%), ведут нездоровый образ жизни (злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят – 60%), имеют ряд хронических заболеваний легких, лор - органов, почек, а также инфекционные заболевания (сифилис, трихомонадный кольпит) и кожные заболевания (чесотка, педикулез).
Течение беременности оказывает значительное влияние на формирование и последующее развитие ребенка. Такую патологию беременности, как ранние токсикозы, анемии, угрозы прерывания беременности, можно считать факторами риска в последующем развитии у детей различных заболеваний. Наиболее часто патология беременности у таких матерей сопровождается наличием соматических заболеваний. Эти факторы влияют на развитие мозга плода. Из документов мы видим, что у детей, рожденных на фоне осложненного течения беременности, достаточно часто присутствуют различные заболевания ЦНС, асфиксия (кислородное голодание плода) в момент родов, которая углубляет нарушение развития мозга, возникшее внутриутробно, задержка внутриутробного развития, перинатальная энцелофапатия. На развитие ребенка, его нервной системы также влияют повреждения при родах (натальная патология) и воздействие различных вредных факторов после рождения.
Полезная информация:
Сущность понятия «интеграция»
Политехнизм - от греч. poly - много и techne – искусство - система обучения, при которой теоретически и практически знакомятся с главными отраслями производства. Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомление учащихся в теории и на п ...
Выявление влияния стиля семейного воспитания на уровень адаптации детей с
ДЦП и без данной патологии к школе
С помощью опросника для определения школьной адаптации учащихся начальных классов, методики Баркан А.И.РОД, проведении однофакторного дисперсионного анализа(ANOVA) мы выявили отсутствие влияния стиля семейного воспитания на уровень адаптации детей с ДЦП и без данной патологии. Полученные данные отр ...
Модернизация образования и современное школьное обществоведение
На пороге третьего тысячелетия система образования России претерпевает кардинальные изменения, которые касаются не только структуры ее организации, методологии и технологии построения образовательных процессов во всех звеньях этой системы, но главным образом, в переопределении целей образования, ег ...