Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Выдающиеся педагоги и психологи давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, то есть те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

Ранний возраст (с рождения до 3-х лет) является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка, особенно в учреждениях закрытого типа, таких как дом ребенка, становится все более актуальной проблемой социальной педагогики России. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже, можно сказать, педагогически освоены.

Что же касается периода от рождения до 3-х лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, здоровье детей, их физическое благополучие, а не сенсорное, умственное, речевое и эмоциональное развитие.

Нельзя не сказать о том, что специалистов для работы с детьми такого возраста до недавнего времени нигде в стране не готовили.

Крайне недостаточно литературы с рекомендациями по раннему воспитанию детей с нарушениями развития.

Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% новорожденных.

Нельзя забывать и о реальной ситуации: в России более полумиллиона детей находится в домах ребенка и в дошкольных детских домах, являющихся учреждениями закрытого типа. Психолого-педагогическая и коррекционная работа с такими детьми должна проводится в системе этих учреждений, что требует разработки соответствующих специальных программ и методов обучения.

Несмотря на острую актуальность проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста, в настоящее время недостаточно разработаны и систематизированы программы, методы и диагностический материал, рассчитанный на работу с детьми этого возраста, что и послужило выбором темы данной выпускной квалификационной работы «Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка».

Цель исследования: изучение речевых нарушений и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей

С учетом поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить общее недоразвитие речи, в частности, первый уровень речевого развития у детей раннего возраста.

2. Выявить причины недоразвития речи у детей воспитанников дома ребенка.

3. Подобрать диагностический материал для психолого логопедического обследования речи детей от 0 до 3-х лет.

4. Разработать методы коррекционного воздействия на формирующуюся речевую функцию.

5. Разработать рекомендации в адрес специалистов учреждения по организации детской деятельности в условиях дома ребенка.

Объект исследования: Речевое развитие детей раннего возраста в условиях дома ребенка.

Предмет исследования: Особенности формирования начального детского лексикона у детей воспитанников дома ребенка.

Гипотеза: у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, имеет место речевое недоразвитие, характер которого зависит как от неблагоприятных воздействий социальной среды, так и биологических факторов.

В данном исследовании мы использовали различные методы как теоретического, так и эмпирического характера. Среди теоретических – анализ литературы, метод абстрагирования и другие. Среди эмпирических – наблюдение (в естественных условиях), экспериментальное обследование детей, анализ, апробация и другие.

Полезная информация:

Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы
Один из исследовательских методов, используемых в дипломной работе, обобщение опыта работы учителей-словесников. В данном параграфе описана работа учителя русского языка и литературы МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 35" г. Саранска Ивановой Юлии Вениаминовны. Ее методическое кредо ...

Методические рекомендации к теме: Умножение и деление обыкновенных дробей
На данную тему выделяется 10 часов. Темы даются учащимся конкретно – индуктивным образом, на задачах, приведенных в учебнике. Сначала дается задача, подводящая к правилу умножения дроби на натуральное число. Целесообразно повторить сложение дробей с одинаковыми знаменателями, выделение целой части ...

Инструменты, приспособления и инвентарь используемый для изготовления модели шатла в школьных мастерских
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полност ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru