Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Выдающиеся педагоги и психологи давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, то есть те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.
Ранний возраст (с рождения до 3-х лет) является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка, особенно в учреждениях закрытого типа, таких как дом ребенка, становится все более актуальной проблемой социальной педагогики России. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже, можно сказать, педагогически освоены.
Что же касается периода от рождения до 3-х лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, здоровье детей, их физическое благополучие, а не сенсорное, умственное, речевое и эмоциональное развитие.
Нельзя не сказать о том, что специалистов для работы с детьми такого возраста до недавнего времени нигде в стране не готовили.
Крайне недостаточно литературы с рекомендациями по раннему воспитанию детей с нарушениями развития.
Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% новорожденных.
Нельзя забывать и о реальной ситуации: в России более полумиллиона детей находится в домах ребенка и в дошкольных детских домах, являющихся учреждениями закрытого типа. Психолого-педагогическая и коррекционная работа с такими детьми должна проводится в системе этих учреждений, что требует разработки соответствующих специальных программ и методов обучения.
Несмотря на острую актуальность проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста, в настоящее время недостаточно разработаны и систематизированы программы, методы и диагностический материал, рассчитанный на работу с детьми этого возраста, что и послужило выбором темы данной выпускной квалификационной работы «Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка».
Цель исследования: изучение речевых нарушений и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей
С учетом поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить общее недоразвитие речи, в частности, первый уровень речевого развития у детей раннего возраста.
2. Выявить причины недоразвития речи у детей воспитанников дома ребенка.
3. Подобрать диагностический материал для психолого логопедического обследования речи детей от 0 до 3-х лет.
4. Разработать методы коррекционного воздействия на формирующуюся речевую функцию.
5. Разработать рекомендации в адрес специалистов учреждения по организации детской деятельности в условиях дома ребенка.
Объект исследования: Речевое развитие детей раннего возраста в условиях дома ребенка.
Предмет исследования: Особенности формирования начального детского лексикона у детей воспитанников дома ребенка.
Гипотеза: у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, имеет место речевое недоразвитие, характер которого зависит как от неблагоприятных воздействий социальной среды, так и биологических факторов.
В данном исследовании мы использовали различные методы как теоретического, так и эмпирического характера. Среди теоретических – анализ литературы, метод абстрагирования и другие. Среди эмпирических – наблюдение (в естественных условиях), экспериментальное обследование детей, анализ, апробация и другие.
Полезная информация:
Возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного
возраста
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, каче ...
Формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к существенным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, ...
Организация исследования и характеристика испытуемых
Экспериментальное исследование проводилось в ГОУ №5 г. Тосно Ленинградской области. В этом учреждении было проведено исследование речи детей старшего дошкольного возраста. В ГОУ №5 обследованы 10 детей с логопедическим диагнозом – общее недоразвитие речи III уровня, из них 5 девочек и 5 мальчиков. ...