Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка (Н.В. Серебрякова, Н.Ю. Борякова).
Контингент детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, составляют, главным образом, дети с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС или проявлениями перинатальной энцефалопатии. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого нарушения с различными отклонениями психической деятельности. Наибольшую группу составляют дети с общим недоразвитием речи. Малыши Дома ребенка нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе.
Целью коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей раннего возраста является последовательное развитие речевых функций, обеспечивающих формирование речи с учетом уровня речевого развития ребенка.
В логопедической работе с детьми раннего возраста с общим недоразвитием речи мы решаем следующие задачи:
1. Развитие речевого внимания, понимания речи окружающих и вызывание потребности в вербальном высказывании.
2. Формирование лексико-грамматических средств речи и диалогической формы общения.
3. Привлечение внимания детей к звукослоговой структуре слова.
4. Формирование речи детей во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы детей, а также развитием тонкой моторики.
5. Закрепление и совершенствование вербальных средств общения детей в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Коррекционные воздействия в процессе логопедической работы с детьми двух-трех летнего возраста с отклонениями в речевом развитии осуществляется с учетом следующих принципов:
Принцип максимальной личностной направленности коррекционного воздействия в процессе воспитания детей;
Принцип приоритетной ориентации на нормально развивающиеся функции детей;
Принцип формирования, развития и совершенствования соответствующей возрасту детей формы общения;
Полезная информация:
Влияние оценки на эмоциональное состояние старшеклассников
В старшем школьном возрасте связь между учебными и профессиональными интересами становится постоянной и прочной. Выбор профессии в этом возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Более того выбор профессии оказывает влияние не только на возникновение интереса к ...
Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности
учащихся на среднем этапе обучения
Одним из успешных факторов, обеспечивающих развитие познавательной активности при усвоении иностранного языка является целенаправленное и последовательное развитие иноязычных способностей учащихся. Естественно, каждый ученик является личностью, обладающей индивидуальными особенностями и отличающимс ...
Особенности формирования у детей морфологической стороны речи
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического стереотипа. Фи ...