Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности учащихся на среднем этапе обучения

Образование и воспитание » Технология развития когнитивной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку » Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности учащихся на среднем этапе обучения

Страница 1

Одним из успешных факторов, обеспечивающих развитие познавательной активности при усвоении иностранного языка является целенаправленное и последовательное развитие иноязычных способностей учащихся. Естественно, каждый ученик является личностью, обладающей индивидуальными особенностями и отличающимся от других индивидов процессом психического развития. Наблюдения за учебной литературой позволяют утверждать, что индивидуальный подход к каждому ученику в процессе обучения, как стратегия научения в существующие учебники и программы по иностранным языкам не заложен. Поэтому учитель вынужден применять в своей практике индивидуализированное обучение в целях развития способностей к познанию народного языка. Поскольку речь идет о способностях как об основе развития познавательной деятельности и активности, необходимо рассмотреть научное определение способностей как понятии и какими признаками обладают человеческие способности в процессе познания.

В психологии определяют три признака заключающиеся в понятии способности.

1. Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Естественно, никто не сможет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к выполнению какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие способности не сводиться к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Согласно первому признаку способности представляются одним из объектов, ориентирующих учителя в индивидуальном подходе к учащимся: ученики, обладающие качествами, которые обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и формирования навыков и умений, нуждаются в том, чтобы эти различия были замечены, осознаны учителем и стали бы для него руководством к действию.

Второй признак способностей свидетельствует о важности этих качеств для прогрессивного движения ученика в учебной деятельности. Процесс развития познавательной активности происходит не только с помощью психических детерминаторов, на это оказывает влияние и такие факторы как воля и учебная мотивация. Сильными катализаторами данного процесса являются также цели, установки личности, эмоции и личные потребности в учебной деятельности.

Следует отметить, если у школьника недостаточно развиты способности к иностранному языку, то ни положительная учебная мотивация, ни методы обучения не могут обеспечить ему развитие познавательной деятельности. Иными словами, адекватная учебная мотивация и сильная воля помогают добиться хороших результатов в учебе, но не обеспечивает легкость и быстроту приобретения знаний, формирование навыков и умений. Для школьника важен не только результат учебной деятельности, но и процесс, т.е. характер ее реализации. Младшие подростки ждут поощрения за усердие, за большое количество времени, труда, интеллектуальных усилий, потраченных на выполнение учебных заданий. Старшие подростки гордятся тем, что умеют справляться с заданиями быстро, бравируют легкостью, с которой им дается учебный успех.

Что касается учителя, то в своих оценках он чаще всего ориентируется на результат, разграничение результативной и процессуальной сторон выполнения задания не привлекает внимание учителя. Здесь главной задачей для учителя предполагается достижение высокого результата обучения. Этот результат определяется им при прочих равных условиях отношением учащихся в учебе. Если обучаемый ленится, недобросовестно и без интереса относится к предмету, то ему не помогут и способности и все усилия учителя обучить его окажутся напрасными.

Может оказаться и наоборот, если учащийся со средними способностями много занимается, активен, проявляет интерес к предмету, то он неуклонно прогрессирует и может достичь хорошего или, по крайней мере, прочного среднего уровня владения иностранным языком. Это происходит потому, что любые способности развиваются в деятельности. Вот почему учителя придают такое большое значение личностным факторам, стимулирующим психические возможности человека и организующим его на преодоление трудностей учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспит ...

Характеристика детей с общим недоразвития речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклоне ...

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущ ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru