Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности учащихся на среднем этапе обучения

Образование и воспитание » Технология развития когнитивной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку » Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности учащихся на среднем этапе обучения

Страница 1

Одним из успешных факторов, обеспечивающих развитие познавательной активности при усвоении иностранного языка является целенаправленное и последовательное развитие иноязычных способностей учащихся. Естественно, каждый ученик является личностью, обладающей индивидуальными особенностями и отличающимся от других индивидов процессом психического развития. Наблюдения за учебной литературой позволяют утверждать, что индивидуальный подход к каждому ученику в процессе обучения, как стратегия научения в существующие учебники и программы по иностранным языкам не заложен. Поэтому учитель вынужден применять в своей практике индивидуализированное обучение в целях развития способностей к познанию народного языка. Поскольку речь идет о способностях как об основе развития познавательной деятельности и активности, необходимо рассмотреть научное определение способностей как понятии и какими признаками обладают человеческие способности в процессе познания.

В психологии определяют три признака заключающиеся в понятии способности.

1. Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Естественно, никто не сможет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к выполнению какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие способности не сводиться к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Согласно первому признаку способности представляются одним из объектов, ориентирующих учителя в индивидуальном подходе к учащимся: ученики, обладающие качествами, которые обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и формирования навыков и умений, нуждаются в том, чтобы эти различия были замечены, осознаны учителем и стали бы для него руководством к действию.

Второй признак способностей свидетельствует о важности этих качеств для прогрессивного движения ученика в учебной деятельности. Процесс развития познавательной активности происходит не только с помощью психических детерминаторов, на это оказывает влияние и такие факторы как воля и учебная мотивация. Сильными катализаторами данного процесса являются также цели, установки личности, эмоции и личные потребности в учебной деятельности.

Следует отметить, если у школьника недостаточно развиты способности к иностранному языку, то ни положительная учебная мотивация, ни методы обучения не могут обеспечить ему развитие познавательной деятельности. Иными словами, адекватная учебная мотивация и сильная воля помогают добиться хороших результатов в учебе, но не обеспечивает легкость и быстроту приобретения знаний, формирование навыков и умений. Для школьника важен не только результат учебной деятельности, но и процесс, т.е. характер ее реализации. Младшие подростки ждут поощрения за усердие, за большое количество времени, труда, интеллектуальных усилий, потраченных на выполнение учебных заданий. Старшие подростки гордятся тем, что умеют справляться с заданиями быстро, бравируют легкостью, с которой им дается учебный успех.

Что касается учителя, то в своих оценках он чаще всего ориентируется на результат, разграничение результативной и процессуальной сторон выполнения задания не привлекает внимание учителя. Здесь главной задачей для учителя предполагается достижение высокого результата обучения. Этот результат определяется им при прочих равных условиях отношением учащихся в учебе. Если обучаемый ленится, недобросовестно и без интереса относится к предмету, то ему не помогут и способности и все усилия учителя обучить его окажутся напрасными.

Может оказаться и наоборот, если учащийся со средними способностями много занимается, активен, проявляет интерес к предмету, то он неуклонно прогрессирует и может достичь хорошего или, по крайней мере, прочного среднего уровня владения иностранным языком. Это происходит потому, что любые способности развиваются в деятельности. Вот почему учителя придают такое большое значение личностным факторам, стимулирующим психические возможности человека и организующим его на преодоление трудностей учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми
Раннее детство от 1 года до 3 лел – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий. Занятия с дидактическими играми по развитию предметной деятельности решают следующие задачи: - сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственно ...

Цели и возможности информатизации школьного курса химии
Для многих детей компьютер сегодня становится совершенно естественным средством познания окружающего мира. Перечислим основные блоки факторов, определяющих качество знаний обучаемых : содержание изучаемого материала; учебник и учебные пособия; учитель; ученик; материально-техническая база; окружающ ...

Характеристика групп исследуемых детей с ДЦП
Государственное учреждение здравоохранения «Детский психоневрологический санаторий для лечения ДЦП «Автозаводский» рассчитан на 100 коек круглосуточного пребывания детей и 50 коек дневного пребывания с учетом с учетом открытия филиала в здании, переданном распоряжением главы администрации города Ни ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru