Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей

Страница 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

«При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее проявление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования .» (Р.Е. Левина).

Понятие «общее недоразвитие речи» основывается на прогрессивной точке зрения о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии проявлениями недоразвития речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребенка.

Известно, что в 2,5 - 3 года дети при нормальном речевом развитии уже имеют определенные навыки речевого общения. Однако для определенной категории трехлетних детей характерны недостатки речевого развития, касающиеся той или иной степени как смысловой, так и звуковой стороны речи.

Анализируя самостоятельные высказывания таких детей, можно выделить следующие общие закономерности:

– Позднее появление речи;

– Ограниченный словарный запас;

– Грубые нарушения грамматического строя;

– Выраженные недостатки звукопроизношения и фонемообразования.

Характер проявления речевой недостаточности не однороден: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой, с элементами фонетико-фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Так как дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отстают от сверстников, растущих в семье по своему психическому развитию. Дети позднее начинают ползать, сидеть, ходить, самостоятельно брать в руки чашку, ложку. У них, как правило, имеются недоразвитие как общей, так и мелкой моторики. Замедлено развитие психических процессов - памяти, внимания, воображения, мышления, в результате чего страдает развитие активной речи. Общение таких детей с окружающими ограничивается небольшими фразами с включением «лепетных» слов. Поэтому в данной работе нас интересует I уровень речевого развития детей.

I-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» «машина»). При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звуко-слоговую структуру слова. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения - ударение, количество слогов, интонацию и т.д («тутя» - «рука»). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» - «кофта», «свитер» и т.д.). Характерной особенностью детей с I уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств - жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребенок говорит «да» и сопровождает лепетное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «ни тя», отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы. Проиллюстрируем это положение образцом описания игрушки (машины), составленного по наводящим вопросам логопеда: «Маня. Бика. Вика. Сены. Сены. Бика». («Маленькая. Машина. Едет. Колесо черное. Бибикает»).

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Особенности организации проектной деятельности младших школьников
Организовывать групповую работу учащихся можно по-разному, в зависимости от темы и цели конкретного проекта, а также от сложившейся проектной ситуации. Учитель может воспользоваться формальными группами. Такие группы в явном виде создаются, функционируют и оцениваются как группы, где школьники долж ...

Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения г ...

Профильный элективный курс "Агрохимия в школе"
Предлагаемый курс "Агрохимия в школе" разработан впервые и рассчитан на учащихся Х-ХI классов профильных общеобразовательных школ, которые сделали выбор соответствующего профилирующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к профессиям химика, агронома, биолога и эколога ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru