Основные особенности и процедурные составляющие метода наблюдения

Образование и воспитание » Метод дискуссии » Основные особенности и процедурные составляющие метода наблюдения

Метод наблюдения – базовый и старейший метод исследования в психологии. По Мещерякову Б.Г., наблюдение – «преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования».

Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.

Главными особенностями метода наблюдения, согласно Дружинину В.Н. являются:

– непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

– пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

– сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.

Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же физические проявления интересующего исследователя явления.

Никандров В.В. в своей работе выделил преимущества и недостатки метода наблюдения.

Преимущества метода наблюдения:

1. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

2. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д.

3. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

4. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам – например, вербального и невербального поведения

5. Оперативность получения информации

6. Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения:

1. Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

На результаты наблюдения могут повлиять:

– настроение наблюдателя,

– социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

– предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),

– комплексность наблюдаемых ситуаций,

– усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.),

– адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.).

2. Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

3. Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

4. Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

5. Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

6. Сложность соблюдения операциональной валидности.

Принято различать следующие виды наблюдения:

– краткосрочные срезы и лонгитюдные наблюдения;

– выборочное и сплошное наблюдение;

– включенное и опосредованное наблюдение.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

– определение цели и задач исследования;

– выбор объекта и предмета наблюдения;

– выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;

– выбор способов регистрации наблюдаемого;

– обработка и интерпретация полученной информации.

дискуссия подросток анкетирование группа

Полезная информация:

Измерение уровня развития организованности у современных дошкольников
Цель исследования: изучение эффективности воспитания организованности младших школьников средствами ИКТ. Исследование проводилось в три этапа: Первичная диагностика – измерение наличного уровня организованности у испытуемых; Формирующий этап – организация и проведение серии мероприятий с использова ...

Учебные планы и программы, их назначение и содержание
Сформированное на основе научно обоснованной теоретической концепции содержание образования находит свое конкретное выражение в таких нормативных документах, как учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Учебный план - это утвержденный Министерством образования документ, определ ...

Классификация методов обучения по источнику получения знаний
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения форми ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru