Основные особенности и процедурные составляющие метода наблюдения

Образование и воспитание » Метод дискуссии » Основные особенности и процедурные составляющие метода наблюдения

Метод наблюдения – базовый и старейший метод исследования в психологии. По Мещерякову Б.Г., наблюдение – «преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования».

Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.

Главными особенностями метода наблюдения, согласно Дружинину В.Н. являются:

– непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

– пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

– сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.

Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же физические проявления интересующего исследователя явления.

Никандров В.В. в своей работе выделил преимущества и недостатки метода наблюдения.

Преимущества метода наблюдения:

1. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

2. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д.

3. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

4. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам – например, вербального и невербального поведения

5. Оперативность получения информации

6. Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения:

1. Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

На результаты наблюдения могут повлиять:

– настроение наблюдателя,

– социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

– предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),

– комплексность наблюдаемых ситуаций,

– усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.),

– адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.).

2. Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

3. Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

4. Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

5. Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

6. Сложность соблюдения операциональной валидности.

Принято различать следующие виды наблюдения:

– краткосрочные срезы и лонгитюдные наблюдения;

– выборочное и сплошное наблюдение;

– включенное и опосредованное наблюдение.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

– определение цели и задач исследования;

– выбор объекта и предмета наблюдения;

– выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;

– выбор способов регистрации наблюдаемого;

– обработка и интерпретация полученной информации.

дискуссия подросток анкетирование группа

Полезная информация:

Принципы, формы и методы и специфические особенности социально - педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования
Принципами социально-педагогической работы с данной группой клиентов являются: целеустремленность, систематичность (процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения вс ...

Развитие творческих способностей детей средствами музыкального искусства
На музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используют различные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3) психогимнастику, 4) музыкальный театр, 5) фольклор. Занятия по музыке значительно расширяют круг представлений таких детей и тем самым спосо ...

Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания
Для детей и подростков физические упражнения служат важным элементом воспитания и подготовки к будущей самостоятельной деятельности. Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на деятельности с большим калорическим и механическим эффектом. Оно состоит из мн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru