Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников

Образование и воспитание » Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников

Страница 1

Термин "полевая" экология не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования автором данной статьи в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, которые помогают учащимся непосредственно изучать окружающий мир на примере реальных природных объектов – животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), – в их естественных условиях существования.

Речь пойдет, в основном, о месте и роли "полевой экологии" и "натуралистического" подхода в образовании школьников, а также учебно-исследовательской деятельности, как основной форме экологического образования, с кратким экскурсом в историю развития данного направления и кратким обзором российского и зарубежного опыта данной формы образования.

Немного о терминологии

Все, о чем пойдет речь , в нашем понимании относится к сфере именно "экологического" образования, т.е. изучения науки экологии и смежных с ней естественнонаучных дисциплин – биологии и географии.

Оговоримся в самом начале, что экологическое образование мы понимаем в его первоначальном, буквальном смысле, т.е. как образование в области экологии, т.е. науки о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания. Данное словосочетание в нашем понимании аналогично англоязычному ecology education. В то же время следует иметь в виду, что в России с конца 1980-х годов активно распространяется другая форма экологического образования, имеющая в английском языке аналог environmental education, которая за неимением благозвучного русскоязычного аналога также вошла в обиход как "экологическое" образование, являясь по сути "образованием в области окружающей среды", или "природоохранным образованием". Предпринимались попытки определить данную разновидность образования как "энвайроментальное", однако термин "экологическое образование" уже укоренилось слишком прочно.

Тем не менее, мы продолжаем обозначать образование в области науки экологии как "экологическое образование".

Для окончательной ясности подчеркнем, что под термином экологическое образование мы будем понимать не только сам процесс образования, обучения, передачи конкретных знаний и умений, но и ту сферу, которую в русском языке принято называть воспитанием. Особенностью именно экологического образования и воспитания является то, что эти два, в некоторых других областях педагогики, различных процесса (обучение и воспитание), являются, в данном случае, тесно взаимосвязанными. Фактически, какую бы область экологического образования мы ни взяли, собственно процесс обучения будет одновременно (в большей или меньшей степени) являться и процессом воспитания. Таким образом, в русском языке термин "экологическое образование" уже традиционно имеет более широкий смысл, чем просто "обучение" и, говоря в дальнейшем об "экологическом образовании", мы будем подразумевать под этим термином как экологическое обучение (образование), так и экологическое воспитание.

Наше видение современной системы экологического образования в России.

В последние годы Россия стала страной "поголовной экологизации", причем важность этой области человеческого знания и необходимость экологического образования подтверждают многие, начиная от домохозяек и заканчивая министрами. Подразумевается, что конечной целью экологического образования является формирование "экологически здорового" общества, устойчиво развивающегося и гармонично сосуществующего с природой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Современные тенденции развития начального образования
После 1991 года в нашей стране произошли перемены, которые коснулись и образования, а так же начального образования в частности. Стали появляться новые программы, обучения, которые основывались на совершенно отличных от традиционного обучения принципах, ведь изменилась концепция воспитания и обучен ...

Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности
Детский церебральный паралич достаточно распространенное заболевание. Дети с данным отклонением зачастую не способны самостоятельно передвигаться, а также учиться в школах осваивая общую программу. В данном параграфе мы рассмотрим взгляды ученых на ДЦП, назовем причины возникновения, обозначим симп ...

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со школьниками с умственной отсталостью на уроках швейного дела
Цель формирующего эксперимента: разработать систему работы, позволяющую эффективно решать задачи развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью. Задачи: Подобрать и внедрить в педагогический процесс систему дидактических игр и приемов, позволяющих эффективно решать задачи фо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru