Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников

Образование и воспитание » Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников

Страница 2

Смешение понятий, терминов и подходов к экологическому образованию привело, однако, к печальным последствиям — сторонники разных направлений не могут найти общего языка, несмотря на то, что радеют за общее дело — воспитание "экологически мыслящего" поколения людей.

Анализ направлений, групп, "школ" экологического образования в России за последние десять лет позволяет сделать вывод о расслоении экологического образования как минимум на 5 направлений:

1) "школьная экология",

2) "техническая (промышленная) экология",

3) "социально-политическая экология",

4) "игровая экология",

5) "полевая экология".

Данная классификация весьма условна и, поэтому, мы вправе говорить о различных "экологиях", только беря эти словосочетания в кавычки и подразумевая, что речь идет не об экологии, как науке, а о направлениях экологического образования.

Напомним кстати, что под термином "экология", в его классическом понимании, начиная с Геккеля и до недавних пор, мы понимали "науку о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой их обитания". В русском языке, начиная с середины 80-х годов понятия "экология", "экологический" приобрели иной, гораздо более широкий смысл. Этими словами стали обозначать всю область взаимоотношений человека с окружающей средой, начиная с глобальных "экологических" проблем и кончая проблемами здоровья населения. В результате стали появляться такие "ужасающие" слух профессионального эколога словосочетания, как "плохая экология", "хорошая экология", "экология души", "экология дома" и, даже, "экология классной комнаты".

Тем не менее, следует все-таки иметь в виду, что под экологией здесь и далее мы будем понимать науку, в которой основным объектом (предметом) изучения являются закономерности и проблемы взаимоотношений объектов природы (в том числе и человека) друг с другом и с окружающей средой. При этом мы постоянно будем иметь в виду, что термин экология все-таки обозначает некоторую область знаний, которая не может быть "плохой" или "хорошей", не может принадлежать той или иной территории, предмету или части человеческого тела или общества.

Возвращаясь к направлениям экологического образования, правильнее, таким образом, но в то же время длинно и "нескладно" было бы говорить: "направление экологического образования, использующееся, в основном, в средней школе", "направление экологического образования, использующее сведения о техногенной стороне взаимоотношений человечества с окружающей средой" и т.д.

Каждое из перечисленных выше направлений характеризуется различными подходами к образованию и воспитанию школьников, совершенно различным содержанием, формами работы и непосредственного общения с детьми. Кроме этого, каждое из направлений имеет своих авторов, свои средства распространения информации и свою аудиторию.

"Школьное" направление экологического образования базируется, в основном, на изучении общих экологических закономерностей и глобальных экологических проблем. При этом имеющаяся в распоряжении педагогов вспомогательная литература и учебники, составлены слишком "теоретически" и слишком "глобально". Это и понятно: не имея возможности учить на конкретных примерах и объектах, приходится обсуждать глобальные вопросы, объясняя их на пальцах. Сделать это намного проще на примере именно глобальных проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст – период развития детей от 6-7 до 9-10 лет. В этот период ребенок приступает к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности и включается в школьный коллектив. Поступление в школу коренным образом меняет его жизнь. Учение становится его ведущей деятельностью ...

Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников
А. «Разноцветные поправки» Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнени ...

Перспективы развития системы довузовского образования
Реализация современной стратегии модернизации российского образования обусловит коренную реструктуризацию системы довузовского образования. В настоящее время наиболее распространенными организационными формами довузовского образования в университете являются следующие: 1) подготовительные курсы; 2) ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru