Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников

Образование и воспитание » Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников

Страница 3

"Техническое" направление в экологическом образовании основывается на изучении техногенных воздействий на окружающую среду и способов борьбы с загрязнениями окружающей среды различными техническими средствами. Это направление существует как часть профессионального образования и базируется, в основном, в технических университетах.

"Социальная (политическая) экология" представляет собой попытку средствами массовой информации "открыть глаза народу" на "ужасающие злодеяния, творимые над Матушкой-Природой". К сожалению, данной формой "экологического просвещения" занимаются, в основном, непрофессионалы, и ничего кроме нагнетания страха перед будущим и социальной напряженности в результате безуспешного поиска виновных это направление не несет. Тем не менее, по массовости охвата населения, эта форма "экологического" просвещения стоит у нас на одном из первых мест.

"Игровое" направление в образовании — новое для нашей страны, но быстро распространяющееся по всем возрастным категориям учащихся (особенно в дошкольных учреждениях и младшей школе). Его основой является упор на чувственную, эмоциональную сферу человека. Игра, в том числе и экологическая, для детей — прекрасное занятие, способствующее развитию, для взрослых — облегченный способ приобретения полезных знаний. Активному развитию данного направления у нас способствует то, что оно получило очень большое распространение за рубежом, где за долгие годы накоплен огромный опыт, практически не имеющий национальных особенностей и требующий только перевода.

Из всех многочисленных направлений и областей экологического образования в России, область "полевой экологии" и "натуралистического" образования оказалась, пожалуй, наименее "освоенной" и труднодоступной формой экологического образования детей, особенно в средней школе. И это вполне понятно: ведь "школьной экологией" занимаются учителя (чаще всего, но не всегда — с естественнонаучным педагогическим образованием), "технической экологией" — бывшие инженеры и преподаватели технических вузов (которых в нашей стране больше, чем каких-либо других), "социально-политической" и "игровой" "экологиями" может заниматься каждый, включая бывших активистов молодежных движений.

Для того, чтобы заниматься с детьми "полевой экологией" всего этого недостаточно — прежде всего надо быть профессиональным экологом — быть немного научным сотрудником, иметь опыт полевой экспедиционной работы, быть хорошим педагогом и добрым общительным человеком (трудно представить себе замкнутого недоверчивого человека с гитарой у костра в кругу детей).

Полевая экология и натуралистический подход в образовании в России.

Термин "полевая экология" не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования автором данной статьи в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, при которых учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов — животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), — в их естественных условиях существования. Полевое экологическое образование предполагает, что основной формой образования детей являются внеклассные учебные и исследовательские занятия – на экскурсиях, полевых практикумах, в походах, экспедициях, лагерях и т.п. Фактически, речь идет об изучении природы в природных условиях. Образовательные методики и подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин, с помощью которых реализуется данная форма образования, мы называем "натуралистическими".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Принципы обучения
В дидактике профессионально-технического образования прин­ципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назна­чение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, ...

Социально – педагогическая программа формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Нами была разработана и апробирована социально – педагогическая программа формирования социально – профессиональной компетенции у студентов учреждений начального профессионального образования. Сроки реализации программы: программа рассчитана на реализацию втечение двух - четырех месяцев. Формы реал ...

Основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога
Принципы деятельности педагога-психолога в учреждениях образования призваны обеспечить: - решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; - защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, их родите ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru