Учебное исследование в структуре познавательной деятельности школьников

Страница 1

В настоящий момент особенно остро встает вопрос подготовки ученика, стремящегося действовать самостоятельно, за рамками требований учителя, не ограничивающего сферу своих интересов и активного исследования предлагаемым ему учебным материалом, умеющего представлять и аргументировано отстаивать свое решение той или иной проблемы, умеющего конкретизировать или, наоборот, обобщать рассматриваемый результат, выявлять причинно-следственные связи и т.п. В связи с этим большое значение приобретают исследования, в которых анализируются основы психологии математического творчества детей школьного возраста, рассматривается проблема управления процессом мыслительной деятельности учеников, формирование и развитие у них умений самостоятельно приобретать знания, применять знания, пополнять и систематизировать их, проблема повышения активности познавательной деятельности школьников (Л.С. Выготский, П.Я. Крутецкий, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Л.M. Фридман и др).

К исследовательскому методу обучения можно отнести два исследовательских метода: учебное и научное.

Решение существенной части задач школьного курса математики предполагает сформированными у учеников такие качества, как владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарные исследования. Под исследованием в науке понимается изучение какого-либо объекта с целью выявления закономерностей его возникновения, развития преобразования. В процессе исследования применяется накопленный предшествующий опыт, имеющиеся знания, а также методы и способы (приемы) изучения объектов. Итогом исследований должно стать получение новых научных знаний.

В применении к процессу обучения математике в средней школе важно отметить следующее: к основным компонентам учебного исследования относят постановку проблемы исследования, осознание его целей, предварительный анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу, условия и методы решения задач, близких к проблеме исследования, выдвижение и формулировка исходной гипотезы, анализ и обобщение полученных в ходе исследования результатов, проверка исходной гипотезы на основе полученных фактов, окончательная формулировка новых результатов, закономерностей, свойств, определение места найденного решения поставленной проблемы в системе имеющихся знаний. Основное место среди объектов учебного исследования занимают те понятия и отношения школьного курса математики, в процессе изучения которых выявляются закономерности их изменения и преобразования, условий их осуществления, единственности и т.п.

Серьезным потенциалом в формировании таких исследовательских умений, как умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, выдвигать, доказывать или опровергать гипотезу, умение обобщать и др., обладают задачи на построение в курсе геометрии, уравнения и неравенства с параметрами в курсе алгебры, так называемые динамические задачи, в процессе решения которых учащиеся осваивают основные приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез (анализ через синтез, синтез через анализ), обобщение, конкретизация и др., целенаправленно наблюдает изменяющиеся объекты, выдвигает и формулирует гипотезу относительно свойств рассматриваемых объектов, проверяет выдвинутую гипотезу, определяет место подученного результата в системе полученных ранее знаний, его практическую значимость. Решающее значение имеет организация учебного исследования учителем. Обучение приемам мыслительной деятельности, умение осуществлять элементы исследования - эти цели постоянно привлекают внимания учителя, побуждая его находить ответы на многие методические вопросы, связанные с решением рассматриваемой проблемы.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Философские и психологические основы педагогики Гербарта
Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей — реалов, которые недоступны познани ...

Психодиагностика как одна из функций работы психолога
Определяя объекты своего воздействия, психолог исходит из того, что психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого, абсолютно нормального человека. Разница в том, что у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один может поделиться своими сомнениями с посторо ...

Основные принципы внеклассной работы
Внеклассная работа по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведении самих мероприятий: принцип добровольности и принцип равного права как сильных, так и слаб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru