Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников

Образование и воспитание » Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников

Страница 4

Данный подход к образованию не является новым и существует в различных формах уже многие десятилетия — как в нашей стране, так и за рубежом.

В нашей стране основной опыт в использовании этого подхода в образовании накоплен в сфере дополнительного (внешкольного) образования. В этом смысле наша страна не имеет аналогов в мире — нигде, кроме России не существует такой разветвленной государственной системы экологического (эколого-биологического) образования, основывающегося, в основном, на внешкольной работе. (По данным статистики Министерства образования России по состоянию на 1 января 1999 года в Российской Федерации насчитывалось 443 учреждения дополнительного образования эколого-биологического профиля — станций юных натуралистов (СЮН) и эколого-биологических центров (ЭБЦ)(в начале 90-х годов большинство СЮН переименовались в ЭБЦ).

Немного истории.

Впервые "натуралистический" подход в преподавании биологии и воспитании детей стал применяться в первые годы советской власти, с созданием в Москве Биостанции юных натуралистов (БЮН) и зарождением массового юннатского движения. Стоявшие у его истоков педагоги (Б.В.Всесвятский, П.П.Смолин) сумели объединить воедино врожденное стремление детей к познанию окружающего мира и возможности ученых в исследовании живой (дикой) природы. Так, один из основоположников российского юннатского движения и, можно сказать, "автор" натуралистического подхода в российском внешкольном образовании Петр Петрович Смолин считал, что своим успехом первоначальное юннатское движение было обязано близкому общению детей с природой и "исследовательскому" подходу в ее изучении.

Первые в России юннатские кружки были именно натуралистическими — дети жили на природе (БЮН, в частности, была колонией для детей-сирот и располагалась в очень живописном и уединенном в те времена уголке парка Сокольники), учились на природе (уроки, подчас, проходили прямо в лесу), вели самостоятельную исследовательскую и опытническую работу (в лесу и на учебно-опытных участках).

И, что очень важно в контексте нашей темы, — данная форма образования детей, назовем ее "учебно-исследовательской работой", велась в рамках общеобразовательной школы, а не в "свободное от основной учебы" время, что началось позже, с формированием системы внешкольного образования.

Первый опыт совмещения учебы и самостоятельной исследовательской работы в природе оказался очень успешным и стал быстро распространяться по всей стране в форме учреждений внешкольного образования — станций юных натуралистов.

Скоро, однако, на смену натуралистическому подходу пришел "социалистический" — необходимо было активнее развивать сельское хозяйство, "догонять и перегонять". К названию многих станций юных натуралистов прибавилось " . и опытников сельского хозяйства". В довершение ко всему, в тридцатые годы юннатское движение слилось с пионерским и на долгие годы потеряло свое истинное лицо.

Продолжали им заниматься только истинные энтузиасты и основоположники натуралистического подхода, создав в Москве ряд уникальнейших, существующих и по сей день, истинно "натуралистических" кружков ("КЮБЗ", "ВООП", "МОИП").

В послевоенные годы юннатское движение "широко шагнуло" по всей стране — всюду стали создаваться станции юных натуралистов. К сожалению, преобладало в них именно "сельскохозяйственное" направление, хотя с 70-х годов стала наблюдаться тенденция к росту числа кружков натуралистической направленности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Значение образного мышления в обучении химии
В последнее время все чаще выдвигается тезис о необходимости реализации личностно ориентированного подхода в школьном обучении, предполагающего учет психологических ресурсов ученика. Иными словами, логика учебного процесса должна определяться не только содержанием изучаемого предмета (как проекции ...

Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Целью нашего исследования является изучение состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1.Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами. 2. ...

Особенности грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией
У детей со стёртой дизартрией формирование грамматическим строем речи происходит с большими трудностями. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова (10) объясняют это абстрактным характером грамматических значений и большим количеством языковых правил в грамматической системе языка. При дизартрии расстраивается ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru