Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно всё, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорождённого, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создаёт, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т. е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу, своей Родине.
«Мозг скорее ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок» - остроумно заметил один из психологов. Конечно, можно испытать переутомление от долгой и непрерывной умственной работы, но это только потому, что мы ещё попросту не умеем использовать все наши ресурсы (по расчётам фон Неймана – создателя кибернетики – в принципе человеческий мозг способен вместить примерно 10 в 20-й степени единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить всё то, что написано в миллионах томов знаменитой Государственной публичной библиотеки).
Память играет особую роль в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного материала. Поэтому важно развивать у них хорошую память. Память человека считается хорошей, если он быстро запоминает необходимый материал, долго сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.
Итак, в связи с выше сказанным объектом данной дипломной работы является процесс памяти.
Предметом - индивидуальные особенности памяти младших школьников.
Цель: изучить особенности памяти как познавательного процесса и возможности его совершенствования у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти.
2. Теоретически изложить основные вопросы темы.
3. Изучить индивидуальные особенности памяти младших школьников.
4. Разработать план индивидуальных занятий с детьми, имеющими проблемы в развитии памяти, апробировать и оценить его результативность.
Гипотеза: если хорошо знать индивидуальные особенности памяти детей и вести с ними целенаправленную индивидуальную работу, то улучшится объём памяти, быстрота запоминания и точность воспоминания.
Полезная информация:
Государственный образовательный стандарт
Ориентиром в определении содержания общего образования выступает государственный образовательный стандарт. Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и ко ...
Современное состояние проблемы ранней диагностики нарушений речи у детей
Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды непосредственно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием де ...
Принципы как категория дидактики
Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими правилами необходимо руководствоваться при этом? ...