Возрастные особенности памяти

Страница 1

Несомненно, что в процессе развития и роста человека память проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в младенчестве и раннем детском возрасте, когда ребёнок должен запомнить огромное количество событий и впечатлений.

Самые ранние проявления памяти выступают в форме узнавания: младенец узнаёт свою мать в первые месяцы жизни, при её появлении улыбается, тянется к ней. Вскоре ребёнок начинает узнавать и других близких ему людей. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, нежели зрительные и слуховые. Так, восьмимесячный ребёнок после десятидневного отсутствия своего отца не узнал его, глядел на него с опаской, прячась за мать. Но стоило отцу взять ребёнка на руки и посадить его себе на ладонь, как это делалось ранее, и тревожное, угрюмое личико младенца прояснилось, он улыбается, то есть он вспомнил своего отца.

Постепенное овладение ходьбой значительно расширяет круг предметов, которые занимают ребёнка. С развитием речи начинает интенсивно развиваться словесная и образная память. Так уже к трём годам ребёнок запоминает до 800-1000 слов.

Подавляющее большинство впечатлений раннего детства забывается (так называемая детская амнезия), однако отдельные события, носящие ярко эмоциональную окраску, неоднократно припоминаются в течение всей жизни.

Произвольно запоминать дети начинают с трех четырехлетнего возраста, во-первых, в связи с активным участием в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, и, во-вторых, в связи с постепенным привлечением дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

Для них более характерное осмысленное запоминание: прежде чем что-то запомнить, дети стараются понять то, что от них требуется. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.

В связи с поступлением в школу происходит значительная перестройка и развитие памяти. Память постепенно становится всё более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти всё более и более приобретают характер произвольных процессов, постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память, хотя в младшем школьном возрасте наглядно-образная память ещё продолжает сохранять большое значение.

Характерной особенностью ребёнка младшего школьного возраста является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы и труднее – абстрактные слова, понятия.

В результате обучения в начальных классах, в связи с последующим усложнением учебного материала и определённым изменением содержания обучения, в 4-7-х классах у ученика среднего школьного возраста интенсивно развивается словесно-логическая память. Школьники 4-7-х классов прочно и осмысленно запоминают формулы, закономерности, обобщения, абстрактные понятия, определения и выводы. Ещё в возрасте 13-14 лет и даже более позднем возрасте качество воспроизведения хуже, чем у взрослых. Однако, дети больше удерживают в памяти более медленно заученное, то есть у них при более слабой способности к запоминанию прочность заучивания выше.

Интенсивное развитие словесно-логической памяти у подростков определенным образом влияет на развитие образной памяти. Подростки запоминают не только конкретные, единичные факты, понятия, представления, но и общие.

В старшем школьном возрасте интенсивное развитие словесно-логической памяти продолжается. Старшеклассники активно используют приёмы логического запоминания и воспроизведения. Процессы запоминания и воспроизведения у них опираются на суждения, умозаключения. Представления основываются на обобщении.

Трудно решить вопрос о возрасте. Психологи высказывают по этому вопросу различные мнения. Одни полагают, что максимум относится к началу половой зрелости, другие утверждают, что он дотягивается до 25 лет. Как показывают исследования русского психиатра С. С. Корокова, память с возрастом улучшается до 20-25 лет, затем задерживается на одном уровне до 40-45 лет, после чего постепенно угасает.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Связная речь по определению Ф.А. С ...

Основные задачи работы с одаренными детьми
Очевидно, что главная задача работа с одаренными детьми должна исходить из особенностей их развития, а еще точнее, из существа их главных проблем. Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации. По результатам ряда исследований примерно 30 % особо одаренных дете ...

Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы, ведомствами и семьями учащихся
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д. Социальная педаг ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru