С целью выявления эффективности работы по составленному нами плану по развитию индивидуальных особенностей памяти проведена контрольная диагностика со всеми учащимися класса. Учащимся было предложено выполнение тестов, которые сходны по цели и методике проведения с теми, что проводились в ходе первичной диагностики Результаты проделанной работы представлены в таблице 4.
Проанализировав результаты тестирования, можно сделать вывод: развитие памяти происходит в процессе обучения, поэтому увеличение уровня общей памяти наблюдается во всём классе, но у детей, с которыми проводились индивидуальные занятия, результат выполнения контрольного тестирования показал, большую положительную динамику, чем у остальных детей. Это доказывает результативность занятий, направленных на развитие памяти.
Таблица 4. Результаты контрольного тестирования по классу
№ п/п |
И.Ф. |
Процент выполнения задания. | ||||
Тест№1 запоминание слов |
Тест№2 запоминание цифр |
Тест№3 зрительная память |
Тест№4 слуховая память |
Тест№5 ассоциативная память | ||
3кл. Динамика |
3кл. Динамика |
3кл. Динамика |
3кл. Динамика |
3кл. Динамика | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
Никита С. Емилия С. Мария Л. Павел П. Анастасия Г. Сергей У. Анна Д. Люда П. Ксения П. Мархабо С. Владислав С. Алексей З. Андрей К. Геннадий С. Ксения В. Владислав М. Сергей К. Татьяна Г. Владимир Н. |
20 +5 20 +5 25 +5 30 0 25 -5 25 +10 10 +5 15 0 20 0 20 0 20 +10 10 -5 10 0 15 -5 15 0 25 0 20 +20 15 +10 25 +10 |
15 +5 20 +10 10 0 25 +5 15 -5 20 0 25 +10 20 +5 15 +5 15 +10 15 -5 10 0 25 +15 25 0 20 +10 15 +5 25 +15 20 +20 25 +15 |
60 +10 50 +10 40 0 40 0 50 +10 70 +10 80 +40 60 +10 50 0 60 +20 60 +10 40 0 50 +10 80 +30 90 +40 60 +10 90 +70 70 +40 70 +30 |
60 +20 70 +20 50 0 60 +10 50 0 60 +30 50 -10 60 0 50 -20 70 +10 60 -10 50 0 60 +20 60 0 80 +30 60 +30 70 +40 50 +10 60 +30 |
86 0 73 +27 60 -20 66 -7 80 0 80 -13 80 +20 93 +20 46 -27 80 0 60 -33 66 -34 80 +7 93 +7 100 0 100 +7 73 +20 80 +14 86 +60 |
Средние по классу результаты. | ||||||
15,7 |
12,6 |
43,1 |
48,4 |
75,5 |
Если проводить с учащимися практические занятия по совершенствованию слаборазвитого вида памяти, то уровень соответствующего вида памяти можно повысить. Все это представлено графически. (Гистограммы 1,2,3,4,5,6).
Гистограмма 1
Гистограмма 2
У Владимира Н. после проведённой работы наблюдается рост объема запоминаемого словесного и цифрового материала. По сравнению с первичной диагностикой он запомнил на 10% больше слов и на 15% процентов больше чисел. При диагностике видовых особенностей памяти на 30% возросли зрительная и слуховая память, на 60% увеличился ассоциативный ряд.
Гистограмма 3
Полезная информация:
Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления
особенностей связной монологической речи
Цель нашего экспериментального исследования – изучить состояние связной речи в дошкольников с ОНР III уровня и выявить ее особенности. Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи ...
Основные особенности метода анкетирования
Анкетирование, по Столяренко Л.Д. – «вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета». Анкетирование подразделяется на виды по разным критериям. 1. По числу респондентов: индивидуальное, гр ...
Индивидуальные особенности памяти. Типы и особенности развития процессов
памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т. п.), у третьих – не замечается явного преимущества в ...