Понятие о памяти и её физиологических механизмах

Страница 1

На протяжении тысячелетий философы и литераторы интуитивно чувствовали, что память о прошлом – центр душевной жизни человека. Памяти придавалось мистическое значение. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам.

Классик французской психологии Поль Жане сказал: «Память – это преодоление отсутствия». А наш современник – российский психолог Г.К. Середа дал такое определение: «Память – это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)». Такие учёные как Е.Е. Данилова, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский высказывают похожие мнения, называя памятью отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал. Иными словами, память нужна нам для того, чтобы сохранять и в дальнейшем использовать полученный нами опыт.

Наш опыт – это информация, полученная по каналам восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Но человек не просто впитывает внешнюю информацию, как песок дождевую воду. Он активно ищет эту информацию, он как бы опрашивает внешний мир, пытаясь удовлетворить врожденный интерес к новому. И при этом он изменяет, преобразует факты и явления окружающего.

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлечённый характер, представление – наглядный характер. Представление – это образ предмета, понятие – мысль о предмете. Например, тысячеугольник – понятие есть, а представить нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия – зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические. Представления характеризуются наглядностью, т. е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями.

Всё мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода,

Самый томный и самый тенистый,

Ведь его не забыть никогда.

А. Ахматова.

Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Они никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно воспроизводятся только отдельные черты. Представления очень неустойчивы и непостоянны. Исключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией. Например, у музыкантов – слуховые, у художников – зрительные, у дегустаторов – обонятельные и пр. Представления – это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорождённых нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений. Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. В представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные признаки, имевшиеся прежде в отдельных восприятиях. Например, дерево видим – образ восприятия, дерево представляем – образ более тусклый, более неопределённый и неточный.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Онтогенез речи в условиях билингвизма
Термин "ранний детский билингвизм" используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя языками и приобретающего во время своего развития одновременно две речевые системы. Еще в 1928 году Л.С. Выготский писал: "Вопрос о многоязычии в ...

Становление и развитие информационной культуры личности
Человечество вступило в этап истории, одной из главных примет которого являются перемены. Эти перемены коренным образом отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны: непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты и практически в ...

Игровые технологии в современной педагогике
Естественное включение игры в учебную деятельность младших школьников с ЗПР преемственно связывает игровые технологии с общепедагогическими. И те и другие, направленно используемые в обучении и развитии младших школьников, раскрываются в системе методически сформулированных процедур, подчиненных оп ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru