На протяжении тысячелетий философы и литераторы интуитивно чувствовали, что память о прошлом – центр душевной жизни человека. Памяти придавалось мистическое значение. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам.
Классик французской психологии Поль Жане сказал: «Память – это преодоление отсутствия». А наш современник – российский психолог Г.К. Середа дал такое определение: «Память – это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)». Такие учёные как Е.Е. Данилова, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский высказывают похожие мнения, называя памятью отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал. Иными словами, память нужна нам для того, чтобы сохранять и в дальнейшем использовать полученный нами опыт.
Наш опыт – это информация, полученная по каналам восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Но человек не просто впитывает внешнюю информацию, как песок дождевую воду. Он активно ищет эту информацию, он как бы опрашивает внешний мир, пытаясь удовлетворить врожденный интерес к новому. И при этом он изменяет, преобразует факты и явления окружающего.
Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.
Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлечённый характер, представление – наглядный характер. Представление – это образ предмета, понятие – мысль о предмете. Например, тысячеугольник – понятие есть, а представить нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия – зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические. Представления характеризуются наглядностью, т. е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями.
Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
А. Ахматова.
Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Они никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно воспроизводятся только отдельные черты. Представления очень неустойчивы и непостоянны. Исключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией. Например, у музыкантов – слуховые, у художников – зрительные, у дегустаторов – обонятельные и пр. Представления – это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорождённых нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений. Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. В представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные признаки, имевшиеся прежде в отдельных восприятиях. Например, дерево видим – образ восприятия, дерево представляем – образ более тусклый, более неопределённый и неточный.
Полезная информация:
Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы
в дошкольных образовательных учреждениях
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способст ...
Организация и проведения констатирующего
эксперимента с родителями
Включение родителей в педагогический процесс является важным условием для проведения коррекционной работы. Обучение родителей педагогическим технологиям и демонстрация педагогом на занятиях способов их применения в различных ситуациях обеспечивают непрерывность обучения ребенка и моделирование есте ...
Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы
к школьной деятельности
Детский церебральный паралич достаточно распространенное заболевание. Дети с данным отклонением зачастую не способны самостоятельно передвигаться, а также учиться в школах осваивая общую программу. В данном параграфе мы рассмотрим взгляды ученых на ДЦП, назовем причины возникновения, обозначим симп ...