Узнавание, воспроизведение и припоминание

Воспроизведение – существенный компонент памяти.

Воспроизведение может протекать на трёх уровнях: узнавание, само воспроизведение, припоминание.

Узнавание – самая простая форма воспроизведения. Узнавание – это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Воспроизведение – более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т. д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Здесь мысль следует за ассоциацией. При преднамеренном воспроизведении ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание – наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определённых волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь, ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребёнку, будет в дальнейшем помниться хорошо.

Припоминая, человек пользуется различными приёмами:

1) намеренное использование ассоциаций – мы воспроизводим в памяти разного рода обстоятельства, непосредственно связанные с тем, что надо припомнить в расчёте на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое;

2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека – Пётр Андреевич, Пётр Алексеевич, Пётр Антонович – думаем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости).

Припоминание – сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости. Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является её готовность – умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент. Психолог К. К. Платонов обращал внимание на то, что есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мёртвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову». У других же багаж может быть и меньшим, но в нем всё под рукой, и в памяти всегда воспроизводится всегда именно то, что нужно.

Полезная информация:

Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных образовательных учреждениях
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способст ...

Историография и современное состояние проблемы
Отношение человека к природе изучали педагоги в своих трудах задолго до нашего века. В XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное восп ...

Сущность понятия проектной деятельности
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru