Сохранение и забывание

Сохранение – это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание – это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение – это не что иное, как борьба с забыванием.

Вообще говоря, забывание – весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание даёт возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с феноменальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально «засорён» множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения.

Но человек, к сожалению, часто забывает то, что ему нужно и важно помнить. Поэтому и речь идёт не о борьбе с забывание вообще, а о борьбе с забывание нужного, важного, полезного материала. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно-важного значения, не вызывает его интереса и поэтому не получает достаточного подкрепления. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

При полном забывании закреплённый материал не только не воспроизводится, но и не узнаётся. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнаёт, но не может воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удаётся воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время всё же воспроизводит его. Временное забывание физиологи объясняют торможение временных нервных связей, полное забывание – их распадом. И то и другое – результат отсутствия подкрепления этих связей в течение меньшего или большего времени.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. После заучивания, например, в течение первых 10 дней забывание идёт быстрее, чем в последующие 10 дней. При осмысленном запоминании забывание материала протекает несравненно медленнее, чем при механическом.

Изучение процесса забывания выявило одну интересную особенность: наиболее точное и полное воспроизведения (особенно обширного материала) обычно бывает не сразу после окончания заучивания, а через 1-2 дня, когда материал как бы закрепится в памяти. Такое отсроченное воспроизведение того, что казалось не закрепившимся в памяти, называют реминисценцией (от латинского слова, означающего «вспоминание»). Реминисценция чаще встречается у детей, чем у взрослых, и возникает в результате отдыха и снятия торможения, вызванного утомлением нервных клеток мозга. Из этого вытекает важная рекомендация: непосредственно перед ответом или экзаменом загружать свой мозг заучиванием не следует. Гораздо лучше можно ответить, если закончить подготовку хотя бы за день.

Важное средство против забывания – повторение. «Повторение – мать учения» - гласит пословица. Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти. Учитывая, что забывание происходит особенно быстро в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, чтобы предупредить забывание, а не тогда, когда учебный материал уже почти забыт. Чем раньше мы приступаем хотя бы к беглому повторению материала, тем легче он полностью восстанавливается и тем меньше требуется для этого повторений.

Основной путь предупреждения забывания – это применение усвоенных знаний на практике. Школьник, систематически применяющий в упражнениях и диктантах выученные правила правописания, не забывает их. Решая задачи на определённые правила, учащиеся прочно запоминают эти правила.

Полезная информация:

Общая характеристика и принципы работы Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК»
Для того что бы понять, как возникла «Детская Корпорация «ЛИМПИК», обратимся к истории создания кампании. 10 декабря 2005 года открылся первый сетевой клуб OLYMP на ул. Оптиков, д.4. Клуб расположился на северо-западе Санкт-Петербурга, в одном из самых населенных и престижных районов города - Примо ...

Национальное самосознание как результат осуществления гражданско-патриотического воспитания
Воспитание национального самосознания подрастающего поколения – проблема особой гражданской значимости, от решения которой в значимой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития. Под национальным самосознанием личности обычно понимают осмысление ею своей принадлежности к определен ...

Механизмы дизартрии
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся: · периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки, ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru