Проблема изучения и развития памяти в трудах педагогов и психологов

Образование и воспитание » Совершенствование памяти младших школьников в процессе индивидуальных занятий » Проблема изучения и развития памяти в трудах педагогов и психологов

Данная проблема интересовала множество отечественных и зарубежных ученых с древних времён и до настоящего времени. Вопросами изучения и развития памяти занимались Г. Эббингауз, П. Жане, К. Леви, Т. Рибо, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и другие.

Трудно сказать точно, где и когда появились первые целостные представления о работе нашей памяти. Судя по всему, первые размышления на этот счет принадлежат древним грекам и относятся к шестому веку до нашей эры.

А начало изучения памяти человека как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он один из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.

В 1928г. П. Жане в работе «Происхождение памяти и понятия времени» высказал мысль о том, что первобытный человек для запоминания использовал специальные предметы или стимулы, «так завязывают узелок на платье или кладут к себе в карман маленький камушек, кусочек бумаги или лист с дерева».

Исследования процессов памяти немецкий ученый Г. Эббингауз осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе предоставляли определенный интерес, однако были применены исключительно к материалу, который не имел логической организации.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л. С. Выготским и его ближайшими учениками А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурией.

А. Н. Леонтьев выделил этапы фило- и онтогенетического развития памяти человека, ее постоянного превращения из «натуральной» (непосредственной) в «культурную» (опосредствованную). Рассматривая процесс развития памяти у ребенка, А. Н. Леонтьев писал: «Если перед ребенком встанет специальная цель - запомнить, то запоминание и соответственно припоминание имеют у него характер произвольного, управляемого процесса.

Если же эта цель не выделяется, заслоняется другой ., то память вновь приобретает черты непроизвольности».

Нейропсихологические исследования, проведенные А. Р. Лурией и под его руководством, позволяли описать физиологические механизмы памяти, показать роль лобных долей коры головного мозга человека в регуляции процессов.

Свой значительный вклад в изучение памяти внесли также А. А. Смирнов и П. И. Зинченко. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.

По А. А. Смирнову, память есть отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных временных связей (запоминание) и на их актуализации или функционировании (в дальнейшем воспроизведение и узнавание).

А. А. Смирнов и его сотрудники занимались в советский период вопросами, связанными с влиянием интерферирующей деятельности на забывание. Было установлено, что чем ближе промежуточная между запоминанием и воспроизведением деятельность к содержанию деятельности запоминания, тем скорее можно вызвать забывание.

Между тем специальными исследованиями, проведенными И. А. Корсаковым в совместной работе с профессором А. М. Иваницким, было установлено, что для зрительной системы, например, время восприятия, составляет всего 175-225 миллисекунд. Очень короткий интервал времени!

Несмотря на большое число работ психологов по изучению механизмов развития и совершенствования памяти, данная проблема остаётся актуальной и в настоящее время, так как в организации процесса обучения учащихся нельзя не учитывать возрастные и индивидуальные особенности памяти школьников.

Полезная информация:

Начало разработки учебного плана
Тем не менее, нельзя сравнивать новый цикл разработки плана с периодическим обновлением, поскольку в первом случае группы разработчиков начинают, в известном смысле, на пустом месте. Существует, так называемое, «наследие прошлых времен» в виде многочисленных устаревших программ. Неактуальность прог ...

Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью данного этапа исследования является определение эффективности предлагаемых нами методически разработанных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи. Для чего была проведена серия диагностических тестов по методике И.Ф. Павалаки «Исследование ...

Пути совершенствования курса информатики
Анализ опыта преподавания курса основ информатики и вычислительной техники, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета показывают необходимость выделения нескольких этапов овл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru