Проблема изучения и развития памяти в трудах педагогов и психологов

Образование и воспитание » Совершенствование памяти младших школьников в процессе индивидуальных занятий » Проблема изучения и развития памяти в трудах педагогов и психологов

Данная проблема интересовала множество отечественных и зарубежных ученых с древних времён и до настоящего времени. Вопросами изучения и развития памяти занимались Г. Эббингауз, П. Жане, К. Леви, Т. Рибо, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и другие.

Трудно сказать точно, где и когда появились первые целостные представления о работе нашей памяти. Судя по всему, первые размышления на этот счет принадлежат древним грекам и относятся к шестому веку до нашей эры.

А начало изучения памяти человека как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он один из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.

В 1928г. П. Жане в работе «Происхождение памяти и понятия времени» высказал мысль о том, что первобытный человек для запоминания использовал специальные предметы или стимулы, «так завязывают узелок на платье или кладут к себе в карман маленький камушек, кусочек бумаги или лист с дерева».

Исследования процессов памяти немецкий ученый Г. Эббингауз осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе предоставляли определенный интерес, однако были применены исключительно к материалу, который не имел логической организации.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л. С. Выготским и его ближайшими учениками А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурией.

А. Н. Леонтьев выделил этапы фило- и онтогенетического развития памяти человека, ее постоянного превращения из «натуральной» (непосредственной) в «культурную» (опосредствованную). Рассматривая процесс развития памяти у ребенка, А. Н. Леонтьев писал: «Если перед ребенком встанет специальная цель - запомнить, то запоминание и соответственно припоминание имеют у него характер произвольного, управляемого процесса.

Если же эта цель не выделяется, заслоняется другой ., то память вновь приобретает черты непроизвольности».

Нейропсихологические исследования, проведенные А. Р. Лурией и под его руководством, позволяли описать физиологические механизмы памяти, показать роль лобных долей коры головного мозга человека в регуляции процессов.

Свой значительный вклад в изучение памяти внесли также А. А. Смирнов и П. И. Зинченко. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.

По А. А. Смирнову, память есть отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных временных связей (запоминание) и на их актуализации или функционировании (в дальнейшем воспроизведение и узнавание).

А. А. Смирнов и его сотрудники занимались в советский период вопросами, связанными с влиянием интерферирующей деятельности на забывание. Было установлено, что чем ближе промежуточная между запоминанием и воспроизведением деятельность к содержанию деятельности запоминания, тем скорее можно вызвать забывание.

Между тем специальными исследованиями, проведенными И. А. Корсаковым в совместной работе с профессором А. М. Иваницким, было установлено, что для зрительной системы, например, время восприятия, составляет всего 175-225 миллисекунд. Очень короткий интервал времени!

Несмотря на большое число работ психологов по изучению механизмов развития и совершенствования памяти, данная проблема остаётся актуальной и в настоящее время, так как в организации процесса обучения учащихся нельзя не учитывать возрастные и индивидуальные особенности памяти школьников.

Полезная информация:

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку в нацио­нальной школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка,— обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирова­ние умений прави ...

Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР
Сравнительный анализ особенностей фонематического восприятия у дошкольников с ОНР и с нормальной речью, проведенный в III главе исследования, показал, что у детей с ОНР недостаточно сформирована фонематическая система. Наиболее трудными для них оказались задания на фонематический синтез и фонематич ...

Итоговая оценка качества существующей системы довузовской подготовки
На завершающем этапе эксперимента на основании разработанных в процессе эксперимента критериев была осуществлена проверка результатов, в ходе которой были использованы методы анкетирования, контрольных срезов знаний по дисциплинам ОПД, СД и др., подробно описанные в диссертационной работе. Анализ р ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru