Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 9

Планируя обществоведческую подготовку в классах естественнонаучного, филологического, математического, технологического и других профилей, нельзя забывать, на наш взгляд о том, что общественные дисциплины представлены как в средних, так и в высших профессиональных образовательных учреждениях. Поэтому в таких классах нет необходимости выходить на сложные вопросы социальной теории, которые рассматриваются в программах дисциплин социально-гуманитарного цикла в профессиональной средней и высшей школе. С другой стороны, необходимо подготовить выпускников общеобразовательной школы к адекватному, сознательному восприятию содержания названных дисциплин, преподаваемых на более высоком уровне. Каждая общественная наука имеет собственные понятийный аппарат и научный язык. Следовательно, преемственность полной средней общеобразовательной школы и профессиональной школы может быть обеспечена лишь путем усвоения учащимися базовых понятий обществоведения и выработки у них навыков работы с первоисточниками.

Из этого вытекает необходимость приобретения учащимися 10–11 классов кроме указанных выше еще одной компетентности – в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественнонауч-ные термины, знать базовые понятия социально-гуманитарных наук, самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов).

В классах всех профилей обществознание является в первую очередь необходимым элементом личностного становления гражданина1. Что касается классов социально-гуманитарного (историко-обществоведческого, социально-экономического и т.д.) профиля, то в этом случае необходимо создать базу для получения соответствующей профессиональной подготовки. Выпускников этих классов в высшей школе ждут фундаментальные курсы по программам обучения будущих специалистов (философов и историков, экономистов и юристов, социологов и политологов и др.). Они должны будут выбирать спецкурсы и спецсеминары. Помимо собственно учебной работы, им предстоит выполнять учебно-исследовательскую, а во многих случаях и научно-исследовательскую работу.

В классах социально-гуманитарного профиля:

– расширяется круг базовых понятий общественных наук, умение оперировать которыми необходимо для овладения фундаментальными знаниями;

– более глубоко, чем в классах естественнонаучного профиля, раскрываются социальные проблемы человека и общества;

- формируется представление об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования;

- дается ориентировка по вопросу о профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук;

- совершенствуется опыт учебной и учебно-исследовательской деятельности (семинарские занятия, работа с первоисточниками, разработка проектов, подготовка рефератов и т.п.).

Таким образом, в классах социально-гуманитарного профиля содержание, необходимое для приобщения к гражданской и духовной культуре, освоения базовых социальных компетенций, должно быть адекватно специфическим задачам этих классов. Они ориентированы на широкую историко-обществоведческую подготовку, создающую условия для самостоятельного выбора выпускниками любого из тех вузов или факультетов, которые относятся к социально-гуманитарному профилю: исторических, юридических, социологических, философских факультетов, а также факультетов журналистики, управления, педагогики и психологии и т.п. В таких классах необходимо иметь наряду с профильным курсом «Обществознание» профильные курсы «История», «Право», а в классах социально-экономического направления – еще и профильный курс «Экономика».

В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план школы включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые в профильных курсах.

В некоторых школах внедряются курсы, позволяющие более обстоятельно изучить какой-либо раздел профильного курса («Предпринимательство», «Социология семьи», «Менеджмент» и т.п.), курсы, отражающие пограничные области знаний («Экономическая социология», «Политическая психология» и т.д.).

Между тем, разрабатываются междисциплинарные курсы, объединяющие знания из курсов истории и теоретических дисциплин (например, «Современный мир», «Философия истории», «История государства и права») или знания об определенном объекте (например, курс «Человек», объединяющий знания из области философской и социальной антропологии, социологии, социальной психологии, этики, культурологии).

На наш взгляд, было бы полезно организовать изучение в классах социально-гуманитарного профиля курсов по областям знаний, не представленным в стандартах (например, логика или общая психология).

Интегральные курсы «Обществознание (обществоведение)» могут вести преподаватели истории (при соответствующей переподготовке). А для преподавания профильных курсов экономики и права понадобится дополнительная специальная подготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Полезная информация:

Значение изучения иностранного языка
Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразователь­ного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностран­ного языка закладывает основы иноязыч­ной речевой деятельности, явл ...

Требования к организации среды, способствующей формированию психологической готовности к переходу в среднее звено обучения
В предыдущей главе мы выделили основные проблемы, возникающие при переходе на среднее звено обучения, выделили требования, которые предъявляются средней школой к личности ребенка, и выяснили, что для того, чтобы ребенок в средней школе чувствовал себя наиболее комфортно, ему необходимо обладать так ...

Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников
А. «Разноцветные поправки» Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru