Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 13

В этом плане лучше подготовлены молодые учителя, окончившие вузы за последние 2–3 года. Перед всеми остальными встала задача – учиться заново. Многие получили помощь на курсах в институтах повышения квалификации учителей, где созданы кафедры общественных наук. Но главное – это самообразование. Значительная часть учителей, преподававших в последние годы новые обществоведческие курсы, училась «на ходу» – при подготовке каждой очередной темы.

Выходом в сегодняшней сложной ситуации в научной подготовке учительских кадров, как нам видится, могло бы стать создание факультетов обществоведения (или социологических факультетов педвузов, где бы осуществлялась подготовка учителей-обществоведов со второй специальностью «история». Это не снимает проблемы подготовки на исторических факультетах учителей-историков со второй специальностью «обществоведение».

До введения обновленного предмета в 12-летней школе необходима переподготовка всех учителей, которые будут его преподавать. С этой целью, как нам представляется, необходим план проведения целевых курсов с использованием возможностей институтов повышения квалификации, педвузов, университетов. Необходимо разработать единую программу этих курсов, предусмотрев в ней чтение лекций по возрастной и педагогической психологии, методике использования активных форм и методов обучения.

Неудовлетворительное положение с методикой обществоведческого образования. Если курс методики преподавания истории, иногда ужатый, преподается, то прежний курс методики преподавания обществоведения свое время отжил, а новый учебник для студентов по этому курсу пока не удается издать, хотя он и подготовлен. Поэтому методическая подготовка либо в лучшем случае сводится к знакомству с новыми школьными учебниками, либо вовсе не ведется. Между тем даже если будут через какое-то время изданы поурочные методические пособия для учителей, они не заменят надлежащей теоретической подготовки. Так как нельзя вооружить учителя рецептами на все случаи жизни, да и само исполнение методических рекомендаций эффективно лишь при условии понимания замысла их создателей. Так что ничем нельзя заменить теорию преподавания учебного предмета. Только она даетуниверсальные основания для творческого решения постоянно возникающих в учебном процессе методических проблем.

Такой же сложной является проблема дидактико-методической подготовки. По целому ряду причин в предшествующие десятилетия в школах преобладала практика «воспроизводящей» деятельности учащихся на занятиях, т.е. заучивания содержания курса, подчас плохо осмысленного.

Между тем новое содержание гуманитарного образования требует новой методики, поворота к таким формам и методам, которые стимулируют творческую самостоятельность и познавательную активность учащихся, перехода к «диалогической» технологии. По мнению учительского состава сохранение традиций «воспроизводящей» методики губит новый курс. Отсюда – острая необходимость разъяснения новых форм, методов, приемов обучения. Многое зависит от желания учителя овладеть современной методикой, работать по-новому. Современные приоритеты гражданственности определили инновационные подходы в методике преподавания гуманитарных наук.

Для формирования гражданственности используется весь свойственный социогуманитарным дисциплинам арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка рефератов, персонификация проявлений гражданственности.

Весьма значим деятельностный компонент учебного процесса. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применение соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией. Составления плана практических действий и т.п. В такую деятельность вовлекают учащихся и игровые формы занятий (ролевые игры и т.д.)

Таким образом, современное российское образование призвано адекватно отвечать на вызовы XXI века. Обозначенная Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Государственного Совета РФ в августе 1999 г. модернизация образования определяется, прежде всего, соответствием ее социально-значимым и перспективным запросам современной жизни страны.

На сегодняшнем этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на необходимые бюджетные нормативы, с решением социальных проблем педагогов. Современная российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована общенациональная образовательная политика, внятная и пользующаяся широкой поддержкой общественности, если государство не восстановит свою ответственность за эту сферу с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Одной из практических задач власти является выработка статуса государственного образовательного учреждения, муниципальных учреждений общего образования с делегированием части федеральных полномочий местному управлению, совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования; усиление социальной направленности системы образования; структурная и институциональная перестройка профессионального образования; усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда; приведение нормативно правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Проблема изучения и развития памяти в трудах педагогов и психологов
Данная проблема интересовала множество отечественных и зарубежных ученых с древних времён и до настоящего времени. Вопросами изучения и развития памяти занимались Г. Эббингауз, П. Жане, К. Леви, Т. Рибо, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и другие. Трудно сказать точно, где и когда появились первые цело ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста
Основной деятельностью в дошкольном детстве является игра. Она способствует развитию различных сторон личности ребенка, его познавательных процессов, предметней деятельности и т.д. Игры развивают умственные способности ребенка, речь, воображение, восприятие и пр. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры ...

Библиотека – медиатека муниципального общеобразовательного учреждения «Сахарозаводская средняя общеобразовательная школа»
Одним из приоритетов современного образования становится проблема формирования креативной личности. А важнейшим механизмом создания творческой разносторонней личности можно назвать информатизацию школьного образования, повышение информационной культуры педагога и ученика. В 2005 году в нашей школе ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru