Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 10

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, которые должны получить общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социальноодобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в разработку и реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.

Важным подспорьем для реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является активное использование учителем созданного в последние годы комплекса познавательных и практических заданий. Этот комплекс учитывает содержательную и организационно-деятельностную специфику нового обществоведческого курса, опирается на учет интересов и жизненного опыта учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении обществознанию. Пособия, включающие отобранные на основе научно-педагогических принципов фрагменты разнообразных документов, сборники задач и другие дидактические материалы, ориентированные на те единицы знаний, которые включены в стандарт, создают реальные возможности для организации активной учебно-познавательной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения обществознанию. Учитель на уроке превращается из посредника между учебником и учеником в организатора полноценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности.

Обязательный минимум содержания образования не определяет, каким способом будут предъявлены ученику те или иные знания в реальном учебном процессе: через объяснения учителя, путем изучения текста учебника, привлечения документов и словарей, использования видеофильмов и других средств обучения. Принятие стандарта означает, что школа гарантирует любому ученику российской школы возможность получить знания, зафиксированные в обязательном минимуме. Определить способ решения этой задачи – дело учителя. Иными словами, методы и средства обучения не подлежат стандартизации. Это – поле творчества учителя2.

Документ не связывает руки учителю также и в определении логики, последовательности изучения тех или иных содержательных вопросов. Включенные в обязательный минимум единицы знания могут быть соединены в различных сочетаниях, подчинены иной логике предъявления. Понятно, что речь идет не о беспорядочном их изучении, а о подчинении процесса обучения тому замыслу, который может быть у авторов той или иной программы курса, учебной книги. При этом учитель может менять последовательность раскрытия тех или иных единиц знания (разумеется, при условии, что его собственный вариант их связи и последовательности будет иметь достаточные научные и педагогические обоснования).

Не будучи вправе снижать планку предъявления знаний, установленную стандартом, авторы учебников и учитель могут свободно включать в обучение дополнительные сведения. Эта возможность ограничивается лишь ресурсом времени, уровнем подготовки учеников и знаниями самого учителя. Привлечение дополнительного по отношению к стандарту материала – это не только право учителя, но и педагогическая необходимость. Ведь только учитель (а не разработчики стандарта или авторы учебника) знает, на какой познавательный и практический опыт своих учеников он может опереться при изучении обществознания, какие примеры следует привлечь, какие интересы и потребности учащихся нужно учесть в практике обучения. Иными словами, вариативная часть учебного предмета – в руках учителя. Важно только, чтобы она не вытесняла инвариантную (т.е. обязательную) часть, а способствовала ее полноценному усвоению. И, конечно, важно, чтобы дополнительный материал не создавал перегрузки учащихся.

В соответствии с модернизационными требованиями меняется и существующая структура изучения обществознания в школе.

В настоящее время структура обществознания включает пропедевтическую подготовку учащихся в начальной школе. В курсе «Окружающий мир» школьники получают первичное представление об обществе и человеке как члене общества, основе межличностных отношений, отечестве, малой родине, государстве, о символах российской государственности. У них формируются элементарные представления о содержании ряда обществоведческих понятий.

Преподавание курсов «Граждановедение», «Обществознание», являющихся составной частью обществоведческой подготовки учащихся в основной школе, изучение обществознания в 5–7-х классах ориентировано, прежде всего, на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества. В настоящее время курс «Граждановедение» во многих субъектах Российской Федерации входит в образовательный план как региональный или компонент, на который Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10–15% учебных часов курса.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Алгоритм игрового занятия
Игровых занятий может быть сотни разновидностей. Это разнообразие форм позволяет адаптировать игру к всевозможным условиям ее проведения, выбрать тот вариант, который преподаватель считает наиболее целесообразным. Для того чтобы охарактеризовать эти разновидности, сначала необходимо ознакомиться с ...

Определение публицистического стиля
Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же ...

Система дидактических принципов
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru