Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 12

Линия учебников «Человек и общество» стал самой массовой книгой по школьному обществознанию. Они хорошо известны и преподавателям и старшеклассникам. Используя этот факт, нами было проведено социологическое исследование на предмет анализа и экспертизы соответствия школьного учебника целям базового и профильного обучения в условиях государственного образовательного стандарта. Составленная анкета и статистический анализ полученных результатов анкетирования позволил определить мнение рядового учительского состава и учеников школ города Армавира по вопросам выбора оптимального учебника для изучения обществоведения, оценке его положительных и отрицательных сторон, осуществление принципов доступности учебника конкретным учащимся, их возрастным особенностям, потенциалам и интересам, а также возможности учебника формировать у школьников умения и навыки по выработки компетенций в соответствии с современной модернизацией образования.

Статистический анализ результатов анкетирования 150 респондентов (102 учащихся и 48 учителей) позволили заключить следующее:

- Наибольшее число критических замечаний касались отбора содержания, структуры, уровня доступности материала, методического аппарата. Серьёзные общественные перемены не всегда находят отражение на страницах учебной книги, не все учебники согласованы с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования;

- В методико-дидактическом плане не в каждом учебнике нашли отражение повторительные рекомендации, рубрики «Вопросы» для самопроверки и «Задания», задания творческо-поискового характера, в конце ряда книг нет предметных указателей и терминологических словарей; часты в учебниках фактические ошибки и неточности;

- Переработка содержания и структуры учебной литературы не носят масштабного и системного характера. Целый ряд учителей вынужден ориентироваться в своей работе на существующий в школьных библиотеках запас устаревшей обществоведческой литературы.

В итоге можно констатировать о том, что сегодня находящиеся в арсеналах школ учебники по обществоведению, не всегда соответствуют целям базового и профильного обучения в условиях государственного образовательного стандарта. Пока не будут созданы новые учебники, полностью соответствующие задачам модернизации образования, учителя вынуждены использовать действующие учебники, привлекая в случае отсутствия в них отдельных вопросов другие учебные книги, в которых необходимый материал имеется. Это существенно снижает эффективность образовательного потенциала, исключает максимальное использование воспитательного потенциала обществоведческих дисциплин для становления гуманистического, демократического, патриотического мировоззрения учащихся, их противостояния идеям экстремизма во всех сферах жизни общества1.

Хочется сказать, что современный модернизационный подход к преподаванию обществознания (термин в качестве обозначения предмета учебного плана применяется в качестве синонима названия «обществоведение») базируется, по мнению современного подготовленного учительства, на таких положениях как:

- нацеленность на создание условий для самоопределения школьника во всей системе общественных отношений, самореализации личности учащегося;

- использование в отборе содержания курса, его преподавании возможностей различных методологических подходов, существующих в современной науке, с тем, чтобы дать многомерную, а не упрощенную картину жизни общества;

- рассмотрение обществознания как школьного курса, ядро которого составляют педагогически отобранные научные знания о человеке и обществе.

- Построение предмета на базе ряда общественных наук: экономической теории, социологии, политологии, правоведения, культурологии, философии, а также психологии;

- представление в курсе наряду с научными знаниями социальных норм, способов познавательной и практической деятельности, системы гуманистических и демократических ценностей;

- ориентация курса на раскрытие системы национальных и общечеловеческих ценностей, отражение в нем диалектики национальных, государственных, социально-групповых и частных интересов.

Существенным требованием и условием достижения названных выше задач является информатизация процесса обществоведческого образования. Рядом творческих коллективов начата работа по формированию электронных учебных пособий по истории и обществознанию.

В свете модернизации образования, готовность учителей к преподаванию современного обществоведческого курса можно рассматривать в четырех аспектах: научная подготовка; методическая подготовка; знание нового курса, его особенностей; интерес к преподаванию обществоведения.

Преобладающая часть педагогического корпуса – это учителя, научный багаж которых формировался при изучении в вузах истории КПСС, марксистской философии, марксистской политэкономии, научного коммунизма. Бросается в глаза несовпадение перечня базовых наук, на которых построен современный обществоведческий курс, и набора прежде изучавшихся в вузе общественных дисциплин. Социология, политология, социальная психология, экономика, философия. А это для значительной части учителей – область неизведанного.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Из история развития семейных отношений в российской семьи
Современный тип семьи развивался и слагался при самых неблагополучных исторических условиях. Чтобы узнать специфику нашей современной семьи, нужно рассмотреть наиболее значимые моменты развития русской семьи. Ведь, как говорится, без прошлого нет будущего. В древности отец семейства был полным влас ...

Развитие моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи коррекционных занятий: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 4. Учит ...

Становление и развитие педагога
Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из пре ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru