Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 6

Все эти кардинальные перемены в системе образования невозможны в рамках прежних ценностных ориентации. Если мы действительно хотим перейти к новой парадигме образования, а «информационное общество» делает этот переход неизбежным, то новыми целями образования должны стать:

– развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации;

- формирование умения отстаивать свои права, высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм, а главное, желание и умение их применять в рамках правовой системы);

- формирование готовности к сотрудничеству, развитие способности к групповой работе и коммуникациям;

- формирование толерантности, способности к поиску диалогу с оппонентами, умения достигать содержательные компромиссы при решении конкретных вопросов.

Если обобщить сказанное выше, то новые требования к качеству образования предполагают:

– умения работать в группе в тесной кооперации, беря на себя ответственность и участвуя в принятии решений по поводу организации процесса достижения ожидаемого результата;

– умения работать самостоятельно без постоянного руководства;

– умения работать с проблемами и искать пути их решения;

- умения осуществлять анализ новой ситуации, используя имеющиеся знания;

- умения действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию;

- способность кооперировать свои усилия с другими членами группы.

Постановка новых целей общего образования предполагает парадигмальные изменения в образовательном процессе. В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не самипо себе знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. Иными словами, общество в целом и педагогическое сообщество в частности постепенно начинают осознавать, что на смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход», что не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые, это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. Его суть выражается в том, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности».

Компетентности формируются в процессе обучения, но их сформированность зависит не только от образовательного процесса, но и от всего уклада школьной жизни и в более широком плане – от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет школьник.

Одним из стимулов для перехода российской школы на «компетентностную парадигму образования» (компетентностно-ориентированное образование) стали результаты международных проектов по сопоставительному изучению эффективности школьных систем образования в современной мире (PISA и др.). Эти проекты показали, что российская школа по критерию применимости знаний находится в мире далеко не на позициях лидера.

На основе современных представлений об обществоведческом образовании, на анализе современных мировых и отечественных тенденций преподавания общественных предметов в школе был принят Стандарт по обществознание, который определяет:

– стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся как важнейшую задачу обучения в школе, формирование у школьников ценностных ориентации, и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России;

- направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для реализации социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций. В связи с этим нацеленность на овладение учащимися:

- знаниями, которые интегрируются из целого комплекса социально-гуманитарных наук: истории, экономики, правоведения, политологии, социологии, культурологии и др.;

- умениями (способами умственной и практической деятельности);

- ценностно-эмоциональным опытом (социальными ценностями, нормами и правилами, служащими ценностно-нормативными ориентирами деятельности личности);

- опытом творческой деятельности (в том числе исполнения социальных ролей в типичных жизненных ситуациях)2.

В соответствии с задачами модернизации образования происходит значительное обновление содержания учебного предмета «Обществознание».

Новизна федерального компонента на наш взгляд состоит в том, что во-первых, в нем дано развернутое определение целей обществоведческого образования. Изменение целей этого учебного предмета на современном этапе происходит с учетом задач модернизации образования. Это означает прежде всего повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности и одновременное усиление практической направленности обучения. Поэтому в новом стандарте сформулированы прогнозируемые цели развития личности и воспитания учащихся, на достижение которых должны быть направлены учебный процесс и внеучебная деятельность школьников, организуемая на базе курса. Определены также и планируемые результаты обучения, нашедшие отражение в целях освоения системы знаний и умений, формирования опыта их применения в познавательной и практической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Интеграция учебных дисциплин как условие подготовки школьников к выбору профиля обучения
Правомерность существовавших подходов к изучению технологии в школе как части политехнического образования подтверждалась имевшимися в техникознании взглядами на технологию, которые связывали ее с материальным производством, техникой, техническим прогрессом, а также представлениями о технологическо ...

Проект Закона «Об образовании». Глава 13. Среднее профессиональное образование
Статья 107.Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной де ...

Понятие когнитивной деятельности учащихся при обучении английскому языку
Каждый период развития личности учащегося представляет собой качественно своеобразную ступень формирования индивидуума. Это своеобразие подчеркивал отечественный психолог Л.С. Выготский, когда сравнивал развитие ребенка с превращением гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Результативность обучен ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru