Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 5

И здесь возникает проблема. Второе положение «дифференциации» как альтернатива «интеграции» особенно в условиях обществоведческих предметов создает ущербность системы социально-гуманитарного образования в высшей школе, которая закрепляет разобщенность учебных дисциплин.

Интегрированный курс обществоведения создает наиболее благоприятные условия для овладения учащимися ключевыми (базовыми) социальными компетенциями, которые по природе своей носят междисциплинарный характер.

Дезинтеграция обществознания путем выделения из него отдельных курсов экономики и права при сохранении имеющегося малого ресурса учебного времени в старших классах (на базовом уровне), по мнению Боголюбова Л.Н.1, приведет к вытеснению из содержания общего образования в старших классах необходимых, для формирования личности ученика и его гражданской позиции, знаний о социальных качествах человека, основах морали, социальных отношениях, культуре, политических процессах, познавательной деятельности, а в основной школе не позволит построить обществоведческую подготовку сообразно возрастным особенностям учащихся.

Неразрешенный важнейший вопрос профилизации – определение ее структуры и направлений, а также моделей организации профильного обучения. Его реализация возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов – а это узость базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Предложенный стандарт по профильному уровню вызывает чувство глубокой обеспокоенности крайне неудачным делением школ по профилям.

Сама идея всеобщего профильного обучения в России ставится под большое сомнение, т.к. она практически нереализуема, ведь 70% школ – это неукомплектованные сельские школы.

Изменение современных образовательных целей и задач, узкая профилизация старшеклассников потребовали введение социально-гуманитарных элективных курсов – часть сложной композиции курсов для старшей школы. В преддверии профессионального самоопределения можно считать этот шаг государства позитивным. Однако, образовательная область «Обществознание» столь разнопланова, что объединить десятки элективных учебных программ в целое или разложить по рубрикам необычайно трудно. Создавшуюся ситуацию с преподавание элективных курсов социально-гуманитарного цикла, которые чаще всего объединяются названием «Обществознание», в общем виде может характеризовать как ситуацию неопределенности.

Таким образом, на пути от образовательной реформы к модернизации образования, несмотря на активность государства как главной движущей силы в образовательных изменениях, наблюдаются определенные трудности.

Проблемы образования выявились в контексте его модернизации. Образование впервые явно вплетается в общую логику изменения экономики, политики, судебной системы, развития гражданского общества и третьего сектора. Рамка модернизации определяется в логике процессов, именуемых как «вызовы времени», т.е. процессов миграции (мобильности), глобализации, инновационной экономики, проблематики «нового русского государства». Именно поэтому к изменению в образовательном секторе необходимо подходить грамотно, расчетливо и профессионально, решая при этом ряд проблем, возникающих при всякой модернизации образования, а именно:

- сохранение того положительного, что имеется в существующей системе;

- восстановление утраченного в образовании за предыдущие годы чего-то полезного;

- привидение системы образования в соответствие с запросами общества, сделав модернизационные процессы прозрачными и понятными обществу.

А обозначение «несущие конструкции» модернизационного сценария – это Национальная доктрина российского образования, закон «Об образовании», «Федеральная программа функционирования системы образования в России рассогласованы, спутаны по своим ценностным основаниям и целевым ориентирам, выхолощены по содержанию, не обеспечены подзаконнымиактами прямого и юридического ответственного действия, что явно не способствует проведению в жизнь пожеланий Президента РФ для построении гражданского, демократического и правового Российского государства.

Стремительный характер процесса развития технологии, меняющееся информационное пространство диктуют необходимость модернизационной перестройки системы образования вообще и обществоведческого в частности, а также формирования «человеческого капитала», обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта.

В правительственном документе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»2 формулируются новые приоритеты системы общего образования. Одним из них является готовность выпускников школ нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, а с другой – социальную мобильность молодых людей, их способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный характер: слово является средством общения и средством мышления; обе эти функции внутренне связаны межд ...

Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования ...

Применение принципа научности
Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки, в данном случае, экономики. Н ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru