Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 5

И здесь возникает проблема. Второе положение «дифференциации» как альтернатива «интеграции» особенно в условиях обществоведческих предметов создает ущербность системы социально-гуманитарного образования в высшей школе, которая закрепляет разобщенность учебных дисциплин.

Интегрированный курс обществоведения создает наиболее благоприятные условия для овладения учащимися ключевыми (базовыми) социальными компетенциями, которые по природе своей носят междисциплинарный характер.

Дезинтеграция обществознания путем выделения из него отдельных курсов экономики и права при сохранении имеющегося малого ресурса учебного времени в старших классах (на базовом уровне), по мнению Боголюбова Л.Н.1, приведет к вытеснению из содержания общего образования в старших классах необходимых, для формирования личности ученика и его гражданской позиции, знаний о социальных качествах человека, основах морали, социальных отношениях, культуре, политических процессах, познавательной деятельности, а в основной школе не позволит построить обществоведческую подготовку сообразно возрастным особенностям учащихся.

Неразрешенный важнейший вопрос профилизации – определение ее структуры и направлений, а также моделей организации профильного обучения. Его реализация возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов – а это узость базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Предложенный стандарт по профильному уровню вызывает чувство глубокой обеспокоенности крайне неудачным делением школ по профилям.

Сама идея всеобщего профильного обучения в России ставится под большое сомнение, т.к. она практически нереализуема, ведь 70% школ – это неукомплектованные сельские школы.

Изменение современных образовательных целей и задач, узкая профилизация старшеклассников потребовали введение социально-гуманитарных элективных курсов – часть сложной композиции курсов для старшей школы. В преддверии профессионального самоопределения можно считать этот шаг государства позитивным. Однако, образовательная область «Обществознание» столь разнопланова, что объединить десятки элективных учебных программ в целое или разложить по рубрикам необычайно трудно. Создавшуюся ситуацию с преподавание элективных курсов социально-гуманитарного цикла, которые чаще всего объединяются названием «Обществознание», в общем виде может характеризовать как ситуацию неопределенности.

Таким образом, на пути от образовательной реформы к модернизации образования, несмотря на активность государства как главной движущей силы в образовательных изменениях, наблюдаются определенные трудности.

Проблемы образования выявились в контексте его модернизации. Образование впервые явно вплетается в общую логику изменения экономики, политики, судебной системы, развития гражданского общества и третьего сектора. Рамка модернизации определяется в логике процессов, именуемых как «вызовы времени», т.е. процессов миграции (мобильности), глобализации, инновационной экономики, проблематики «нового русского государства». Именно поэтому к изменению в образовательном секторе необходимо подходить грамотно, расчетливо и профессионально, решая при этом ряд проблем, возникающих при всякой модернизации образования, а именно:

- сохранение того положительного, что имеется в существующей системе;

- восстановление утраченного в образовании за предыдущие годы чего-то полезного;

- привидение системы образования в соответствие с запросами общества, сделав модернизационные процессы прозрачными и понятными обществу.

А обозначение «несущие конструкции» модернизационного сценария – это Национальная доктрина российского образования, закон «Об образовании», «Федеральная программа функционирования системы образования в России рассогласованы, спутаны по своим ценностным основаниям и целевым ориентирам, выхолощены по содержанию, не обеспечены подзаконнымиактами прямого и юридического ответственного действия, что явно не способствует проведению в жизнь пожеланий Президента РФ для построении гражданского, демократического и правового Российского государства.

Стремительный характер процесса развития технологии, меняющееся информационное пространство диктуют необходимость модернизационной перестройки системы образования вообще и обществоведческого в частности, а также формирования «человеческого капитала», обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта.

В правительственном документе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»2 формулируются новые приоритеты системы общего образования. Одним из них является готовность выпускников школ нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, а с другой – социальную мобильность молодых людей, их способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Методика решения количественных задач
Решение сложных количественных задач на уроке складывается обычно из следующих элементов: чтения условия задачи, краткой записи условия и его повторения, выполнения рисунка, схемы или чертежа, анализа физического содержания задачи и выявления путей (способов) ее решения, составления плана решения и ...

Особенности развития монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. ...

Развитие грамматического строя речи в норме у дошкольников
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru